Накануне 23 Февраля мы встретились с двумя настоящими мужчинами. Оба работают тренерами: один — горнолыжник, другой — сноубордист. Неделей ранее они получили премии города Москвы за заслуги в области физкультуры и спорта. О том, как подготовить чемпионов, выстоять в любую непогоду, преодолеть крутые спуски и покорить вершины, — в репортаже mos.ru.
На предельной скорости
На Воробьевых горах в этот день метель. В метро объявляют о скором закрытии канатной дороги из-за непогоды. МЧС предупреждает о снежных заносах. Действительно, экотропу от станции метро «Воробьевы горы» к смотровой площадке замело, ступеньки погребены под сугробами. Дует ледяной ветер. Но Виктора Пятакова, мастера спорта международного класса по горнолыжному спорту, старшего тренера юношеской сборной команды Москвы по горнолыжному спорту, это не останавливает — он уже на склоне. Родом из Магаданской области, Виктор с детства привык преодолевать трудности.
«Я родился в поселении на золоторудном прииске, в тайге, на границе с Якутией. У нас зимой минус 60, летом плюс 40 бывает. Медведи. Комары больших размеров. Сегодняшняя московская погода для меня не помеха», — смеется Виктор.
Он встал на лыжи в 10 лет и полюбил горнолыжный спорт с первого спуска. В 2000-м стал чемпионом России, участвовал во многих международных соревнованиях. В 2002-м занялся тренерской работой, параллельно выступая на соревнованиях. «У меня достаточно энергии. Горы, свежий воздух…» — рассуждает Виктор. В Москве он 11 лет. Сейчас готовит к состязаниям спортсменов от 16 и старше.
«Эти ребята профессионалы. Ведущие мои ученики — в сборной России. Часть спортсменов за границу уехали в составе российской сборной команды. Я берусь тренировать только тех, кто уже имеет перспективы показать результаты. Я вижу, у кого есть потенциал. Однажды пришел ко мне мальчик Андрей Воякин. Не дотягивал до призовых мест, после цикла спланированных и методичных тренировок на прошлогоднем первенстве России по горным лыжам стал одним из сильнейших спортсменов!» — рассказывает наш собеседник.
Сам Андрей Воякин не помнит, как на его ногах оказались лыжи. «Кажется, мне было три года. Родители привели сюда, на Воробьевы горы, и я поехал. С тех пор не представляю жизни без лыж», — говорит юноша.
Ученики Виктора Пятакова под стать тренеру — бесстрашно выходят в пургу на склон. Быстрый старт — и вот они летят вниз со скоростью снежной лавины, ловко огибая флажки. Препятствия нужны для того, чтобы ребята смогли выстроить кратчайшую траекторию. Перед спуском каждый спортсмен фиксирует свой номер на «Омеге»: задевает подобие антенны, которая присоединена к прибору. А внизу пересекает луч, идущий от двух других датчиков. В этот момент на дисплее у Виктора фиксируется время, которое понадобилось его подопечному для выполнения задания. Это система электронного хронометража.
Сегодня ребята готовятся к параллельному слалому.
«Параллельный слалом — одна из программ соревнований. Каждый из соперников съезжает по своей трассе — это происходит одновременно. Затем они меняются местами. Чтобы определить победителя, судьи считают общее время, которое понадобилось каждому участнику для спуска по обеим трассам», — говорит Виктор и отвлекается от беседы с нами, чтобы наставить своих учеников: «Снег мягкий, не увлекайтесь смещениями в поворот, четко во внешнюю лыжу!»
Кстати, ни Виктор Пятаков, ни его подопечные не катаются на сноуборде. Так уж повелось: кому больше подходят лыжи, кому — доска. «Мне ближе лыжи, потому что ноги не связаны, чувствуешь себя свободно, естественно», — говорит 17-летний Егор Мильбард. Хотя его учитель справедливости ради отмечает: на свежий, рыхлый снег идеально ложится как раз сноуборд.
Прыжки вверх
Сноуборд-парк на территории спортивного комплекса «Ново-Переделкино», где тренирует молодежь второй герой — сноубордист Андрей Мерзликин, тренер спортивной школы олимпийского резерва «Русская горнолыжная школа “Столица”», по ощущениям, находится на Северном полюсе. А для Андрея здесь вершина мироздания.
«Я продал квартиру в центре Москвы и переехал в этот район, чтобы быть ближе к склону», — признается наш собеседник.
Андрей Мерзликин занялся сноубордом на заре этого вида спорта, когда он только входил в моду в России, в 1990-е годы. Всерьез его не воспринимали. Впрочем, Андрей не сдался. «Встал на доску и не смог остановиться», — вспоминает он. Сейчас Мерзликин тренирует 13–17-летних юниоров. Занимается этим делом уже 15 лет. Ученики Андрея — члены российской сборной и призеры соревнований. Так, на недавнем первенстве России по сноубордингу в Красноярске победили трое подопечных тренера: Игорь Тараканов, Ярослава Кудряшова и Даниил Степанов. Эти ребята теперь собираются участвовать в первенстве мира.
Ученики Андрея разгоняются на трассе, отталкиваются от трамплина, закручиваются в вихрь и затем слетают вниз по почти вертикальному склону. У нас захватывает дыхание. Но строгий тренер видит ошибки.
«Амплитуды не хватает!.. Ярослава, ты три делала или пять? Три мало, пять много… Сделай еще раз с хорошим грэбом… Сева, мелон-грэб! Ты что, забыл? У тебя стаж — восемь лет!» — кричит Андрей ребятам.
По словам тренера, его подопечные отлично говорят на сленге сноубордистов. А специально для нас, непосвященных, он объясняет, что под амплитудой понимается высота прыжка. Три и пять — сокращенные обозначения трюков. Если спортсмен подпрыгивает на трамплине и вращается в воздухе на 360 градусов — это «трешка». Если поворот получается на 540 градусов (полтора оборота) — это «пятерка».
«Грэб — захват доски рукой. Спортсмен вылетает с трамплина, группируется, подтягивает коленки и фиксирует сноуборд рукой. Можно захватить задней рукой передний кант, тогда это инди-грэб. Можно передней рукой задний кант — это мелон-грэб. Захваты нужны, чтобы показать на соревновании, что ты, вращаясь в воздухе, полностью контролируешь ситуацию. Ну и, конечно, грэб — элемент стайла», — просвещает нас Андрей Мерзликин.
Чтобы оставаться на высоте, ребята тренируются шесть раз в неделю. Перед основными стартами дважды в день.
«Мне нравится, когда в крови повышается адреналин. Хотя иногда бывает страшно, особенно когда перед тобой незнакомый трамплин. Кажется, что потеряешься в воздухе. Но если выполнять указания тренера, все получится. На соревнованиях в Красноярске я заняла первое место, хотя у меня были серьезные соперницы, мастера спорта. Я-то всего лишь кандидат в мастера…» — говорит 16-летняя Ярослава Кудряшова.
Новые вершины
Обоих тренеров Мэр Москвы наградил за вклад в развитие спорта в столице и подготовку спортивного резерва. Тем не менее лауреаты скромно отзываются о собственных достижениях.
«Приятно, я удивился. Медали и кубки случались, а вот денежная премия у меня впервые. Это наша общая заслуга», — коротко комментирует Виктор Пятаков.
А Андрей Мерзликин накануне церемонии вернулся из Красноярска. «Мне позвонили, сказали, что я должен приехать на награждение в парадном костюме. Я был под впечатлением от соревнований, ничего не понял, только потом сообразил, что меня лично Сергей Собянин будет поздравлять. Неожиданно. Такого еще не было», — рассказывает тренер.
Тренеры планируют покорять новые вершины. Андрей собирается привлекать в свою школу больше молодежи. По его мнению, сноубординг в России по-прежнему не такой массовый, как лыжный спорт. Еще он надеется, что в ближайшее время в Москве откроется всесезонный склон с искусственным покрытием и имитацией приземления в наклонную подушку, на котором ребята смогут тренироваться даже летом. Это даст сильнейший толчок в развитии московского и российского сноубординга! И конечно же, он верит, что его ученики достойно выступят на первенстве мира по сноубордингу.
Виктор намерен продолжать готовить сборную России. По его словам, сейчас Москва лидирует среди регионов по количеству сильных горнолыжников.
Спортсмены считают, что практически любой ребенок может встать на лыжи или сноуборд и со временем присоединиться к команде профессионалов. Достаточно элементарной физической подготовки. «Мой критерий — 10 приседаний. Кто легко выполняет это упражнение, тот наверняка освоит лыжи», — резюмирует Виктор Пятаков.