
По восточным улицам участники российско-иракской экспедиции отправились вдаль от цивилизации — в места, где она зарождалась. Это сейчас здесь бескрайняя пустыня, где хорошо живется только верблюдам. Но под тысячелетними слоями песка — город, один из тех, где впервые люди научились записывать мысли.
Раскопки древнего города Телль-Дехайла проходят на юге Ираке, когда-то Южной Месопотамии, знакомой всем из школьных уроков истории про Междуречье Тигра и Евфрата — земли, где нашли глиняные таблички с клинописью. Телль-Дехайла еще никем не исследован, и каждый сантиметр песка здесь может скрывать сенсацию.
Илья Архипов, заместитель директора Института классического Востока и Античности: «Каждая находка нового литературного произведения — это в каком-то смысле сенсация. Может, мы найдем литературные произведения, может, найдем какие-то очень интересные письма».
Как назывался город, чем жил и дышал, а главное — какой эпохе принадлежал? Последний вопрос особенно важен. Ученые допускают, что Телль-Дехайла мог быть столицей страны Моря. Это государство находилось на юге нынешнего Ирака в XVIII-XVI веках до нашей эры.
Алексей Янковский-Дьяконов, руководитель российско-иракской экспедиции: «Телль-Дехайла мало пострадала от грабежей и представляет большую ценность. Это большой город, к тому же однопериодный и с потенциалом быть столицей или, по крайней мере, быть городом во время династии моря. Мы пока мало знаем об этом периоде».
В таких экспедициях перед археологами всегда стоит дилемма: в научном азарте город можно освободить от песков, но весь культурный слой будет разрушен.
На помощь пришли инженеры, которые на основе российского ПО создают для строителей цифровые модели будущих зданий — BIM-модели. Теперь впервые в истории в цифре можно будет увидеть древний город. И для этого не нужно копать.
Дмитрий Кеся, директор Департамента геодезического контроля и цифровых изменений инжинирингового холдинга: «Была организована экспедиция на пятник. Там непосредственно в полевых условиях была выполнена координация опознавательных точек. Они нужны нам, чтобы привести модель в метрическую систему».
С точностью до сантиметров был создан ортофотоплан — стали видны улицы, каналы, сооружения. Затем на метр-полтора в глубину магнитометрия «просветила» грунт, и удалось обнаружить стены, печи, пирсы.
Алексей Янковский-Дьяконов: «Я так понимаю, это древняя Венеция. Мы спорим с нашим геофизиком, который видит признаки канала. Но я и мой коллега считаем, что это улицы. Вот, например, главный проспект. Вода там была, каналы были».
Это только начало проекта и, возможно, нового тренда в археологической науке. Цифровые технологии рождают принципиально иные способы изучения прошлого. Например, древние города можно воздвигать в киберреальности — BIM-модели будут соткана из научных фактов.
Ученые теперь смогут изучать древний город из любой точки планеты,не выходя из университетского кабинета. Не нужно перебирать кипы бумаг с чертежами и отчетами. Вся информация — в точной цифровой модели. А если ее адаптировать для виртуальной реальности, то каждый сможет прогуляться в VR-очках по улицам города бронзового века.
Если кто-то захочет воссоздать город в реальной жизни, то в BIM-моделе будет полный набор данных: от высоты строений до материалов из которых сделана печь в доме. Но чтобы добыть эту информацию, археологам еще предстоит поработать точечно, аналогово, киркой и лопатой.