Мировая анимация меняет людей: спасает от алкоголизма, помогает разобраться в отношениях с родителями и уйти от токсичной дружбы. Создатели мультфильмов заставляют нас плакать, смеяться, рефлексировать — чувствовать. Когда-то известные сегодня режиссеры и аниматоры тоже ощутили на себе сильное влияние мультипликации, которая раз и навсегда перевернула их жизнь.
Cartoon Brew запустил проект «Анимация, которая изменила меня», где такие кинематографисты, как Томм Мур («Песнь моря») или Уэсли Луис («Удивительный мир Гамбола»), говорят о мультфильмах, ставшими поворотными в их жизни. Рассказываем, чем вдохновляются люди, которые теперь вдохновляют нас.
ТОММ МУР: «ВОР И САПОЖНИК»
На автора «Песни моря» произвела большое впечатление фантастическая эпопея Ричарда Уильямса «Вор и сапожник», хотя мультфильм так и не был закончен режиссером — его уволили до завершения проекта. Томм Мур посмотрел картину на первом курсе анимации в дублинском колледже в 1993 году. Тогда в мультфильме не было кринжовой озвучки, которая появилась в поздних версиях, но уже были добавлены отвратительные саундтреки. Однако эти аудиоминусы не затмили плюсы анимации: Томм Мур был поражен уровнем проработки и качеством раскадровок.
Тот факт, что такую большую работу Уильямсу не дали закончить (Miramax выкупила права на проект и перекроила его полностью) вдохновил Мура на открытие независимой коммерческой студии, где авторы смогут доводить до конца свои большие проекты, которые никто не будет отнимать. Позже режиссер создает Cartoon Saloon, где устраивает «воровские вечера» — ивенты с покадровым пересмотром «Вора и сапожника». Проработанная до мелочей анимация, удачно выбранные ракурсы и движение камеры, которым занимался художник фонов Рой Нейсбит, — мультфильм сильно отложился у Мура в голове.
Томму удалось показать Уильямсу свои заготовки для «Тайны Келлс» и получить фидбэк от человека, вдохновившего его открыть собственную студию. Частично, кстати, некоторые сцены мультфильма Мура были сделаны по кальке с «Вора и сапожника»: режиссер был поражен проработкой сцен погони и перенес их частично в свой проект.
ААРОН ЛОНГ: «ИГРА РАЗУМА»
Канадский аниматор и режиссер Аарон Лонг («Конь БоДжек») выделяет «Игру разума» по многим пунктам: это и поражающее визуальное решение, сочетающее в себе 2D- и 3D-анимацию; и лайв-экшн, и смелые эффекты, выглядящие игривыми и спонтанными. Все это дополняется глубоким повествованием: каждый герой имеет свою собственную историю с оправданными мотивациями к действиям и своим представлением о будущем.
«Игра разума» нарушает настолько много правил повествования, анимации и жанра, что помогла Аарону Лонгу впервые увидеть такой безграничный потенциал медиума. Режиссер заметил в мультфильме и сходства с классическим аниме, и намеки на «Бивиса и Баттхеда», и даже отсылки к «Желтой субмарине». Все это вкупе помогает «Игре разума» быть уникальным проектом. «Масааки Юаса — гений!» — первое, что понял Аарон Лонг после просмотра.
УЭСЛИ ЛУИС: «АКИРА»
Работающий над «Удивительным миром Гамбола» Уэсли Луис посмотрел «Акиру» в средней школе — уже тогда мультфильм сильно ошеломил будущего аниматора и режиссера. Он начал рисовать свои комиксы, в которых сильно старался подражать стилю Кацухиро Отомо. Это в дальнейшем перешло и в мультипликацию: «Редко бывает, чтобы я работал над чем-то и не ссылался на „Акиру“ каким-то образом», — говорит сам Луис. Режиссер считает, что «Акира» держится невероятно хорошо даже тридцать лет спустя.
ШЕННОН ТИНДЛ: «КОМАНДА УЧЕНЫХ-НИНДЗЯ ГАТЧАМЕН»
Шеннон Тиндл, работающий над «Коралиной в стране кошмаров» и «Семейкой Крудс», считает поворотным в своей жизни аниме «Команда ученых-ниндзя Гатчамен»: «Я вырос в сельской местности Кентукки, и мои развлечения ограничивались Looney Tunes и комиксами Marvel. Мой отец был большим любителем кино, но в детстве водил меня только на диснеевские фильмы. Единственным исключением были „Звездные войны“, это первый научно-фантастический фильм, который я видел. А в „Гатчамене“ как будто слились комиксы Marvel и „Звездные войны“ в одно удивительное приключение!»
Тиндл пересматривал и пересматривает «Гатчамена», замечая каждый раз что-то новое: «Когда я смотрю его сейчас, я вижу бюджетные ограничения — многократно использованную анимацию и фоны, — но он настолько хорошо спроектирован, что до сих пор кажется мне свежим». Именно это аниме открыло будущему режиссеру мир анимации, Тиндл начал заглатывать контент, который покорил его и в итоге привел в профессию.