"Будущее пытается нас убить". Обзор фильма Нолана "Довод". Без спойлеров

То, чего все так долго ждали, наконец-то наступило: в кинотеатрах начался показ нового фильма легендарного Кристофера Нолана "Довод". Мы уже посмотрели — сейчас все расскажем.


Каждый фильм Нолана — событие и мощнейшая информационная бомба. Как бы вы ни относились к работам режиссера, умалять его масштабы и культовость — бессмыленно. А отрицать значимость каждой картины для мирового кинематографа — по меньшей мере глупо.

Третьего сентября выходит долгожданный (тут без преувеличения) фильм Нолана «Довод» (Tenet). Нашему диджитал-продюсеру Алексею Абанину удалось сходить на пресс-показ на неделю раньше официального российского проката, поэтому получайте первые впечатления без подробного разбора всех повествовательных линий и без спойлеров (хотя даже если очень захотеть, проспойлерить тут что-то крайне сложно). У этого фильма совершенно точно в будущем будут популярны статьи в духе «10 теорий о подлинном смысле кино» или «Физик объясняет, как работает время в фильме», но сейчас не об этом.

КОНТЕКСТ

Принято рассматривать фильмы вне контекста и в вакууме, чтобы не быть предвзятым и чтобы ничего не влияло на чистые эмоции при просмотре. Но закрыть глаза на инфополе всего 2020 года, в которое попал «Довод», попросту невозможно.

Во-первых, дата выхода картины переносилась несколько раз: то студия Warner Bros. двигала фильм на одну-две недели вперед, то вообще откладывала на неопределенный срок. Из-за чего профильные медиа писали новости о «Доводе» со значительной регулярностью. Поэтому у большинства зрителей планка ожидания задралась так высоко, что она с легкостью может разбиться о реальность. С другой стороны, мы полгода не были в кинотеатрах, сидели целыми днями дома из-за пандемии и видели людей только по зум-конференциям. Зрителя сейчас по идее удивить не так уж сложно, так как он отвык от огромного экрана и громкого звука по всему пространству зала.

Из-за чего образуется странное ощущение. Вроде бы ты возлагаешь большие надежды на фильм, боясь разочароваться и выйти расстроенным с сеанса, но в целом даже если тебе покажут новое кино Сарика Андреасяна на гигантском полотне — ты будешь доволен, как ребенок, впервые увидевший зоопарк, даже если он маленький, провинциальный и с одними кроликами. Я это к тому, что снобизм, с которым идешь в кинотеатр, автоматически отключается при первом кадре.

Есть еще одна проблема (самая важная в контексте «Довода»), которая заставляет рассматривать фильм Нолана в контексте современности. И это новая искренность. Но о ней чуть позже — ближе к концу, когда уже надо будет делать выводы, иначе придется заканчивать статью на этом абзаце.

СЮЖЕТ

Главный герой научного-фантастического боевика — Протагонист (прям так его и зовут) в исполнении Джона Дэвида Вашингтона (который известен благодаря роли в «Черном клановце» Спайка Ли). Он, словно Джеймс Бонд, сражается «за себя и за Сашку», чтобы спасти весь мир, который стоит на грани третьей мировой войны. Звучит немного пафосно, не находите?

Так вот, он с напарником (Робертом Паттинсоном) погружается в бесконечные шпионские страсти международного масштаба, выполняет миссии, переходя от одного второстепенного героя к другому (на первом часе из-за бесконечных и скучных диалогов, как будто кат-сцен, может сложиться ощущение, что ты играешь в новую GTA). Но все естественно не так-то просто.

Третья мировая случится не из-за какого-то банального ядерного взрыва. В будущем злой русский Николай русский олигарх (его играет великий Кеннет Брана) завладел технологией, которая инвертирует энтропию отдельных предметов, заставляя их двигаться назад во времени. Но инвертировать можно не только предметы, но и всю планету. Поэтому мир на стыке временных линий, движущихся навстречу друг другу, может схлопнуться.

Все бы ничего, но любые разговоры с максимально серьезными лицами в фильме о злых русских, Советском Союзе, закрытом городе Стальск-12 где-то в Сибири, добыче плутония бедными и грязными детьми приводят только к смеху в зале. Конечно, для зарубежного зрителя хитрый русский олигарх, переехавший в Лондон, разговаривающий с узнаваемым акцентом и продающий оружие, — самый узнаваемый и максимально страшный кинозлодей. Но в России смотреть на него без смеха невозможно. Кстати, помощника злодея играет Юрий Колокольников — он еще более стереотипный персонаж, но за его карьеру хочется только порадоваться.

ПРОСТРАНСТВО И ЗВУК

Съемки «Довода» проходили в семи странах на натуре, то есть никакой «зеленки», и все натурально. Визуально локации выглядят масштабно и красиво. Картинка вылизана и продумана до мелочей — в этом плане это максимально продюсерское кино. Причем в те моменты, когда не идут перестрелки и экшен-сцены, все настолько дорого-богато, что периодически есть ощущение, что ты смотришь не фильм Нолана, а очередную рекламу условной Gucci про богатых и для богатых.

Хоть Нолан во всех интервью утверждает, что специально не смотрел шпионские боевики при подготовке к съемкам, «Довод» — это такой Джеймс Бонд на максималках. То есть там есть все черты Бондианы (шикарные костюмы, красивые виды, femme fatale, бесконечная болтовня и серьезные лица), но к этому всему добавлено непривычное нелинейное повествование. Кажется, именно так и должны выглядеть новые фильмы Бондианы в 2020 году.

Но вообще лучшее, что есть в этом фильме, — это звук и музыка. Несмотря на то, что постоянный соратник Нолана в его картинах Ханс Циммер со своими струнными и духовыми инструментами не смог принять участие в «Доводе», так как был занят работой над новой «Дюной», звуковое сопровождение получилось почти идеальным. Композитор — 35-летний Людвиг Йоранссон из Швеции, получивший Оскар за саундтрек к «Черной пантере», — смог добавить совершенно новые эмоции в типичность нолановско-циммерских фильмов.

Темпоритм, параллельная инверсия в звуке, внезапно качающие биты — все намекает на то, что это еще один Оскар. Причем все звуковое сопровождение настолько хорошо работает на восприятие нелинейного повествования, что в момент, когда у нас на показе почему-то отключился звук, а картинка продолжала идти, все мгновенно посыпалось — фильм стал скучным, хоть и вылизанным экшеном, который мы видели сотню раз до этого. Поэтому здесь смело можно агитировать на поход в IMAX для пущего удовольствия.

ВРЕМЯ

«Будущее пытается нас убить», — объясняют умные люди главному герою. И чтобы остановить это будущее, нужно попасть в прошлое, точнее пойти в инвертированный мир, который идет вспять, хотя главный герой идет как бы вперед. Плюс чтобы найти человека, нужно понять, не только, где он, но и когда. И потом надо вернуться в нормальное время, чтобы в будущем отголоски прошлого наложились на параллельное будущее, которое есть прошлое другого будущего... В общем, вы поняли. Типичный Нолан.

Да, по форме он предлагает кое-что новое и необычное: это не надоевшие уже всем прыжки и путешествия во времени, а инвертированное повествование. И вроде бы все даже основано на физике и законах. Но в вакууме это просто очередная игра с формой. Если убрать заигрывание со временем, то ничего не останется. То есть совсем. Фактически Нолана зацепила идея об инвертированной энтропии, он с ней бегал 20 лет, вынашивая идею, и развил это все в большой шпионский блокбастер.

Он продолжает играть с формой и временем, как в «Начале» и «Интерстелларе», но в тех фильмах есть хотя бы что-то сверх этого, какие-то маленькие, но важные смыслы вне повествовательных переплетений. Нолан, конечно, пытается развить тезис о выборе между спасением мира и одним человеком, но, видимо, ему самому это неинтересно.

ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ

Все, чего хочет Нолан от зрителя, это произвести впечатление. «Довод» — аттракцион (чего не скрывают продюсеры и создатели). Так что если вам хочется покататься на американских горках, вам точно зайдет. Но единственная мысль, с которой вы уйдете после сеанса, будет звучать примерно так: «Блин, а Нолан такой умный. Какой же он молодец, завернул все так прям вообще. Надо же, сидел, наверно, долго, запутать нас всех хотел». И все.

Конечно, если у вас над кроватью рядом с плакатом Нолана в сердечке висят «Улицы разбитых фонарей» и Пуаро, то вам будет в кайф попытаться расплести сюжет в единую линию, но «Довод» не даст вам никакой пищи для саморефлексии, лишь в очередной раз понимание того, что Нолан — «гений». Заодно в курилке после работы вы всем сможете (если все распутаете, конечно) говорить, какой вы умный. И Нолан умный. И вы все очень умные, потому что посмотрели «умное» кино. С другой стороны, чего еще ожидать от Нолана? Когда для него в последний раз форма была на второстепенных ролях?

Причем максимально лицемерно в начале звучит фраза, обращенная к главному герою: «Не пытайся понять — чувствуй». Плевать Нолан хотел на ваши чувства и самокопание. Он дает всю информацию в лоб, не оставляя маневров для рефлексии и поиска глубинных смыслов, пропущенных через призму своего опыта. Просто вся эта информация сложная и запутанная, но лежит перед твоими глазами на блюдечке. В итоге к концу фильма у тебя просто начинает болеть голова, потому что ты пытаешься понять, что происходит. Иначе, если ты не поймешь, фильм станет просто бесполезной тратой времени.

И СНОВА КОНТЕКСТ

Вернемся к контексту и тому зерну мысли, которое я обронил в самом начале. Главная проблема «Довода», как бы это каламбурно не звучало, во времени. Он был снят просто не вовремя. Выйди он в феврале этого года, например, никаких претензий бы и не было.

Как мне кажется (да и многие это начали замечать), спустя полгода в заточении из-за пандемии и пребывании один на один с самим собой у многих появился запрос на новую искренность. И рядовой житель планеты может только вот что сказать нам всем: «Я кучу времени провел сам с собой, не работал, из-за чего неосознанно начал копаться в себе, пытаясь понять, кто я и куда мне надо идти. Ужасные новости каждый день сжирают изнутри, повышая тревожность. И я уже не знаю, куда себя деть. Поговорите со мной!»

В ближайшие годы искусство просто обязано развернуться и направить свой взор на маленького человека и его внутренний мир, помогая каждому находить ответы на абсолютно новые вопросы, которые внезапно появились. Будущее — за камерными историями про одинокого человека, которому приходится заново учиться жить. Мир изменился, мы должны это признать, а Нолан еще нет. И вряд ли изменится — все-таки он роботизированная машина без эмоций и иронии.

Но если вы обожаете творчество режиссера, жить без него не можете, а на спине у вас вытатуировано «Нолан — гений», обязательно сходите на него в кино (если не переживаете по поводу пандемии). Только не пытайтесь потом спорить с теми, кому фильм не понравится. Это просто будет бессмысленный разговор людей, которые потребляют искусство разными методами (вам нравится понимать, другим важнее ощущать). Если есть возможность пойти в IMAX — не упускайте ее. Вы получите безумный кайф от звука и картинки. Но, обращаясь именно к вам, хочется процитировать фразу злодея в конце: «Твоя вера слепа, ты фанатик».