"Вечные": кинокомикс космических масштабов о любви, смерти и роботах

Ансамблевый проект киновселенной Marvel открывает новые горизонты, но слабо справляется с задачей развлечь зрителя.

Прекрасная воительница с мечом и щитом сражается с чудовищами на пустынном пляже. Рядом с ней в воздухе парит атлетично сложенный брюнет в синем трико, который стреляет из глаз потоками энергии. Вокруг них на огромной скорости несется кто-то в красном костюме, оставляя за собой в воздухе след из золотистых линий. Нет, это не «Лига Справедливости Зака Снайдера». Так начинается фильм Хлои Чжао «Вечные», который должен стать новой вехой в истории развития киновселенной Marvel.

Как и члены Лиги Справедливости, Вечные очень любят выстраиваться в линеечку, дабы зритель мог на них полюбоваться. На этом параллели с фильмом Зака Снайдера не заканчиваются. В свое время Warner Bros. были подвергнуты нещадной критике за попытку выкатить на экраны ансамблевый проект, не познакомив предварительно зрителя с каждым из членов супергеройской команды — в результате экранного времени толком не хватило ни на раскрытие персонажей, ни на внятное изображение глобального конфликта. Теперь на те же грабли наступил глава Marvel Studios Кевин Файги. Представьте себе, если бы первым фильмом киновселенной Marvel стали «Мстители», причем сразу с Таносом (Джош Бролин) в качестве главного злодея — примерно такое впечатление производит картина Хлои Чжао.

Кумэйл Нанджиани, Лорен Ридлофф, Дон Ли, Анджелина Джоли, Ричард Мэдден, Сальма Хайек, Джемма Чан, Лия МакХью, Брайан Тайри Генри и Барри Кеоган в фильме «Вечные»

Вечные — это бессмертные могущественные создания, созданные Целестиалами (еще более могущественными бессмертными созданиями) для выполнения особых поручений. Герои фильма прибыли на Землю 7000 лет назад, чтобы очистить ее от Девиантов — халтурно нарисованных монстров, напоминающих одновременно скульптуры из автомобильных шин и Венома из фильма от Sony. Многие древние мифы о богах (и богинях), повергающих чудовищ, на самом деле повествуют о сражениях Вечных с Девиантами. На протяжении тысячелетий Вечные жили среди нас, однако не проявили себя даже во время Войны бесконечности, поскольку инструкция запрещает им вмешиваться в естественный ход развития человечества.

Внимание! Нижеследующий текст содержит СПОЙЛЕРЫ!

Центральным персонажем истории выступает Вечная по имени Серси в исполнении Джеммы Чан. Как и в сериале «Люди», Джемма играет влюбленного человекоподобного робота, однако ее любовная линия, которая крайне значима для сюжета, подается в основном через флэшбеки. Серси сошлась с другим Вечным, Икарисом (Ричард Мэдден, известный по роли Робба Старка в сериале «Игра престолов») еще в древнем Вавилоне, но несколько веков назад он внезапно свалил в закат. Теперь Серси живет в Лондоне и встречается с милым, но нерешительным преподавателем литературы Дэйном Уитманом (Кит Харингтон, известный по роли Джона Сноу в сериале «Игра престолов»). Персонаж Харингтона, как водится, ничего не знает, и даже не подозревает, что его возлюбленная старше королевы Елизаветы II. Спокойная жизнь Серси заканчивается, когда поздним вечером на нее нападает Девиант. А ведь Вечные считали, что отправили последнюю из этих тварей к праотцам еще в 1521 году! Первую половину фильма Серси вместе с Икарисом странствует по разным живописным уголкам мира и собирает старых товарищей. Учитывая, что в команду вечных входило десять (!) героев, воссоединение затягивается надолго.

Ричард Мэдден и Джемма Чан в фильме «Вечные»

Хлоя Чжао прямо-таки топит зрителя в экспозиции, выливает на него тонны фактов, которые не успевают уложиться в голове, и при этом забывает эмоционально вовлечь в происходящее на экране. Новые персонажи возникают один за другим: запомнить с ходу кто есть кто и какие между ними взаимоотношения не так уж и просто. Поэтому когда с Вечными происходят злоключения, это не вызывает никакого отклика внутри. У воительницы Фины (Анджелина Джоли) съехала крыша и теперь ради безопасности других ее нужно «обнулить», стерев бедолаге личность и сбросив ее до настроек по умолчанию — казалось бы, трагедия, но мы ведь совсем не знаем Фину — за пару минут экранного времени мы не успели к ней привязаться, так что желания сопереживать ей не возникает. Когда в фильме «Первый мститель: Противостояние» сторонники Капитана Америки (Крис Эванс) сражаются с теми, кто выбрал сторону Железного Человека (Роберт Дауни-младший), зритель ощущает себя вовлеченным в семейную ссору между дорогими ему людьми. Когда аналогичный раскол разделяет команду Вечных, хочется лишь пожать плечами: я вас почти не знаю, почему мне должно быть не все равно?

В финале же и вовсе выясняется, что весь фильм был аллюзией на противостояние между пролайферами и прочойсерами (противниками и сторонниками абортов. — Прим. ред.), которые пытаются решить, допустимо ли пожертвовать еще не родившимся ребенком, если известно, что его мать не переживет эти роды. Только в данном конкретном случае проблема имеет по-настоящему космические масштабы (примерно как в эпизоде «Убить Луну» сериала «Доктор Кто»), а споры ведутся с применением впечатляющих спецэффектов. Супергерои зрелищно мутузят друг друга на фоне извергающегося вулкана, но в фильме от режиссера «Земли кочевников» хотелось увидеть несколько больше осмысленности и серьёзной драмы.

Читайте также: