Что не так с сериалом "Властелин колец: Кольца власти"?

"Вокруг ТВ" проанализировал все недостатки проекта, ставшего самым дорогим из многосериек в истории.

Вслед за HBO, подарившим нам «Игру престолов» и «Дом дракона», и Netflix, замахнувшимся на экранизацию «Ведьмака», корпорация Amazon попыталась привлечь зрителей на свой стриминговый сервис при помощи масштабных фэнтези-проектов. Сперва на Amazon Prime вышел сериал «Колесо времени» по циклу книг Роберта Джордана, а в начале сентября 2022 года состоялась премьера проекта «Властелин колец: Кольца власти», первые же серии которого вызвали в интернете бурю негодования. «Вокруг ТВ» решил разобраться, почему основанный на книгах Джона Рональда Руэла Толкина, ставший самым дорогим многосерийным проектом в истории (на производство первых двух сезонов в сумме было выделено порядка одного миллиарда долларов) собрал такой шквал критики. За что же ругают проект «Властелин колец: Кольца власти»?, в чем его главные недостатки?

Отсутствие литературной основы

Корпорация Amazon выкупила у Tolkien Estate права на экранизацию «Властелина колец» и приложений к нему, а затем инициировала съемки сериала, действие которого происходит за несколько тысяч лет до рождения Бильбо и Фродо. При этом права на книги, которые описывают события тех времен («Сильмариллион» и «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья») приобретены не были. Таким образом, сценаристы сериала должны были сочинить историю о далеком прошлом мира «Властелина колец», но при этом не имели возможности опираться на существующие источники информации о той эпохе, ведь если бы их сюжет совпадал с тем, что написал Толкин, то его наследники могли бы засудить Amazon.

Морфидд Кларк и Ллойд Оуэн в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

Cледовательно, люди, ответственные за сценарий проекта «Властелина колец: Кольца власти», были вынуждены пороть отсебятину, используя прописанных в каноне персонажей, но придумывая для них новые сюжетные линии. Пример последних сезонов «Игры престолы» хорошо показывает, что получается, когда шоураннеры, не имея качественной литературной основы в качестве фундамента, дают волю фантазии. Сериал «Властелин колец» имеет все шансы стать столь же нелепым и несостоятельным.

Неопытные шоураннеры

Если бы вам нужно было реализовать проект с совокупным бюджетом один миллиард долларов, стали бы вы ставить у руля двух новичков, никогда не работавших над чем-то столь масштабным? А ведь глава Amazon Джеффри Безос именно так и поступил! У Джона Д. Пэйна и Патрика МакКея нет опыта съемок фэнтези-проектов или дорогостоящих сериалов. У них в портфолио только один крупный фильм — «Стартрек: Бесконечность», который, скажем прямо, вышел не очень и не слишком удачно выступил в прокате. Это далеко не лучший фантастический фильм про космос, и даже не лучший фильм по вселенной «Звездного пути».

София Бутелла и Крис Пайн в фильме «Стартрек: Бесконечность»

Поскольку, как отмечено выше, сериал не может опираться на написанный Толкином сюжет, шоураннеры должны были создать свою историю, способную увлечь зрителей. Конечно, вместе с МакКеем и Пейном над сериалом «Властелин колец» работала целая команда режиссеров и сценаристов, но именно шоураннеры должны были превратить результат деятельности этих людей в монолитное произведение, по кирпичику собрать здание. В силу недостатка опыта Патрик и Джон не смогли сделать этого, их творение напоминает груду кирпича, а не дом.

Удручающе медленный темп

2 сентября 2022 года стали доступны для просмотра первые две серии «Властелина колец» совокупной продолжительностью порядка двух часов. За два часа можно успеть показать зрителю целый полнометражный фильм с завязкой, развязкой и кульминацией. Но во «Властелине колец» за первые два часа не происходит практически ничего значимого. Две первые серии отведены под неимоверно затянутую экспозицию, главным образом построенную на неторопливых диалогах, несущих в себе крайне мало смысла. При этом зритель, не знакомый с миром Толкина, несмотря на то, что экспозиции уделено немало экранного времени, все равно рискует не понять, кто все эти люди (и эльфы), и чего они хотят. Более того — в третьей серии создатели сериала продолжают знакомить нас с новыми персонажами, в то время, как глобальный сюжет топчется на месте. А ведь шоураннеры «Властелина колец» собираются ужать несколько веков истории мира, начиная от создания тех самых колец и заканчивая поражением Саурона, в пять сезонов по десять серий — сложно представить, как они сделают это, если будут столь неспешно развивать сюжет.

Чарльз Эдвардс и Роберт Арамайо в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

Сюжетные «качели» — от драмы к комедии

В проекте «Властелин колец: Кольца власти» порядка десяти основных действующих лиц и четыре главные сюжетные линии, между которыми сериал довольно-таки хаотично скачет. Как было отмечено выше, пытаясь продвигать истории всех героев одновременно, шоураннеры в действительности не продвигают ни одну из них, но это лишь полбеды. Сюжетные линии очень сильно отличаются друг от друга по характеру повествования и из-за этого сериал напоминает лоскутное одеяло.

Эпизоды, где эльфы выясняют отношения между собой (или с людьми), напоминают занудную разговорную драму: персонажи подолгу стоят на фоне сказочно красивых пейзажей и обмениваются цветастыми фразами. Фрагменты, посвященные пребыванию Элронда (Роберт Арамайо) в подгорном царстве гномов, похожи на семейный ситком типа «Счастливы вместе» — вспыльчивый, но отходчивый (и не слишком умный) муженек (Оуайн Артур) пытается выпроводить явившегося без приглашения друга, но хитрая жена (София Номвет) находит способ их примирить. Наконец, приключения мохноногов (пращуров хоббитов) — это наивная и глупая комедия. Переключение между жанрами происходит резко и неожиданно и не способствует погружению в атмосферу сериала.

Дилан Смит, Маркелла Кавена и Меган Ричардс в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

Сэкономили на нарядах?

Как мы помним, на сериал «Властелин колец» были затрачены огромные деньги. В большей части кадров мы видим, на что ушел бюджет. Пейзажи и декорации, как снятые на натуре, так и воссозданные в павильонах или нарисованные с помощью компьютерной графики, поражают воображение. Впрочем, чтобы по достоинству это оценить, сериал нужно смотреть на большом экране. Наверное, «Властелин колец» от Amazon роскошно смотрелся бы в кинотеатрах. На телевизоре с большой диагональю он тоже радует глаз, но вот те, кто смотрит сериал с экрана ноутбука, могут просто не разглядеть значительную часть красот, над которыми трудилась целая артель цифровых кудесников.

На фоне роскошных задников некоторые персонажи выглядят довольно-таки блекло. В то время как деревянные доспехи темнокожего эльфа Арондира (Исмаэль Крус Кордова) кажутся настоящим произведением искусства, Галадриэль (Морфидд Кларк), Элронд и эльфийский король Гил-Галад (Бенджамин Уокер) носят одежду, не слишком соответствующую их статусу — такие наряды могли бы носить актеры провинциального театра, ставящие спектакль по Толкину, но не высокородные эльфы в период расцвета своего могущества. Даже нуменорская королева Тар-Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон) одевается более эффектно, а ведь творения рук человеческих должны и в подметки не годиться тому, что создают эльфийские мастера!

Но если с обычной одеждой дело обстоит более-менее нормально (она позволяет отличить кузнеца от купца и представителя знати от простолюдина), то значительная часть доспехов в сериале сделана почти так же плохо, как печально известная «морщинистая» броня из первого сезона «Ведьмака» от Netflix. Дело даже не в том, что эти доспехи не функциональны — в фэнтези эстетика обычно превалирует над прагматикой. Броня у многих персонажей выглядит значительно менее внушительной и проработанной, чем мы могли видеть в трилогии «Властелин колец» от Питера Джексона. На одном из фото со съемочной площадке мы можем видеть, что нижний слой доспехов Тар-Мириэль — это просто ткань с принтом в виде чешуек.

Синтия Аддай-Робинсон в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

С компьютерной графикой тоже не вполне гладко. В то время как пейзажи и декорации сделаны просто потрясающе, монстры отнюдь не поражают воображение. Тролль, с которым сражается Галадриэль в первой серии, кажется менее мощным и грозным, чем его сородичи из фильмов Джексона. Косматый волк-варг из третьей серии вроде как должен быть грозным и пугать зрителя, но из-за нелепого выражения морды с выпученными глазами он напоминает чихуахуа на стероидах и кажется скорее смешным, чем страшным. В обоих случаях претензия не к технической составляющей (она-то как раз на высоте!), а именно к дизайну чудовищ.

Такие человечные эльфы!

Эльфы у Толкина — это не люди с заостренными ушами и увеличенной продолжительностью жизни. Это дивный народ, совершенно иначе воспринимающий мир, и способный переживать гамму эмоций, недоступных для человеческого понимания. Помните фильм «Через тернии к звездам», где инопланетянку Нийю играла манекенщица Елена Метелкина, которая рядом с обычными актерами не модельной внешности действительно выглядела как создание из иного мира? Вот точно так же и эльфы должны отличаться от людей. Их «инаковость» должна быть заметна во всем: в искусно сделанной одежде, в неземной внешности, в поведении. Вместо этого мы видим в сериале «Властелин колец: Кольца власти» пожилого Келебримбора (Чарльз Эдвардс) с морщинами на лице и полноватого Гил-Галада.

Кроме того, у Толкина неоднократно подчеркивается особое отношение эльфов к их волосам. Когда Галадриэль подарила Гимли локон со своей головы, это было воспринято как проявление высочайшей милости, ведь ранее у нее трижды просил о таком даре Феанор, один из величайших эльфов, и Галадриэль трижды отказала ему. Но в сериале большинство эльфов с такими стрижками, будто только что вышли из барбершопа (Арондир и вовсе подстрижен под машинку)!

Исмаэль Крус Кордова в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

Крайне печально выглядит в сериале и взаимодействие эльфов с людьми. Галадриэль, которая, хоть и выглядит молодо, к моменту начала событий сериала прожила на свете уже больше тысячи лет, почему-то опускается до споров с человеком и даже позволяет себе проявлять эмоции в разговоре с ним. С точки зрения логики мира Толкина, это выглядит примерно так же нелепо, как спор профессора из МГУ с первоклассником — они из разных весовых категорий.

Проблемы с логикой

Помимо вышеперечисленных недостатков следует отметить, что в сериале хватает обычных сюжетных ляпов, которые не допустили бы более опытные шоураннеры. Например, в первой серии Галадриэль, внезапно передумавшая возвращаться на историческую родину эльфов в Валинор, прыгает с корабля в воду, находясь в открытом море вдали от судоходных путей. На что (кроме сюжетной брони) рассчитывала героиня, совершая этот поступок? Она не могла не знать, что ближайший клочок суши отделен от нее тысячами километров морских просторов.

Во второй серии на экранах впервые появляется орк, который сражается с целительницей Бронвин (Назанин Бониади) и ее сыном. В ходе схватки нам отчетливо дают понять, что орк нечеловеческим силен: ему не составляет труда одним ударом швырнуть взрослую женщину через всю комнату или превратить в щепки прочную мебель. Однако в третьей серии целая толпа таких же орков, занимаясь перетягиванием цепи, не может одержать верх над тремя рабами-эльфами, изможденными тяжким трудом. Куда же подевалась силушка богатырская?

Джед Брофи в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

Сериал «Властелин колец» подобен алмазу размером с кулак, который отдали на огранку не слишком умелым подмастерьям, не имеющим представления о его истинной ценности — с каждым движением инструмента остается все меньше шансов, что на выходе мы получим бриллиант чистой воды.