«Я за то, чтобы поднять возрастной ценз в фигурном катании»
— Владимир Олегович, чем вам запомнились эти зимние Игры?
— Прежде всего я считаю, что Олимпиада удалась. Мы все получили хороший результат. И спортсмены наши — молодцы.
Оценивать эти Игры можно по-разному. Кто-то скажет, что мы заняли девятое место в общекомандном зачете. Да, где-то недобрали золота. Но скорее надо сказать, что мы завоевали 32 медали, а это рекорд всех времен.
Это говорит о том, что наш спорт восстанавливается после той болезни, которая у нас случилась после Сочи. Мы продолжаем видеть очень сильное, непрекращающееся, беспрецедентное давление на нас. Но налицо все признаки того, что наш спорт не просто жив, а конкурентоспособен. Это было доказано в Пекине.
— История Камилы Валиевой стала самой резонансной на Олимпиаде.
— Я прежде всего думаю о том, что свалилось на плечи 15-летней девочки. Представляю, как бы себя в такой ситуации почувствовали мои дочери. Есть острое ощущение большой несправедливости, чрезмерности этого давления. Что тут скажешь, кроме поддержки, сочувствия? Знаете, я просто послал Камиле букет цветов, чтобы ее поддержать.
Ей же говорили перед финалом, что даже если она выиграет золото, то медаль у нее отберут и вообще не станут награждать. Для взрослого человека очень тяжело, когда тебя так морально давят. А для 15-летней девчонки — это вообще непосильная ноша.
Кстати, в этой связи уже задаются вопросом — нужно ли поднимать возрастной ценз в фигурном катании для участия в Олимпиаде?
Я бы не стал в этом видеть заговор против России, чтобы лишить нас конкурентного преимущества. Скорее здесь забота о психологическом здоровье спортсмена.
— Нужно ли ценз поднять?
— Я склонен это поддержать. Такая же проблема есть не только в фигурном катании, но и в гимнастике. А у детей психика менее устойчива, и вместе с тяжелыми физическими нагрузками это может привести бог знает к каким последствиям. Повышение ценза — это гуманно по отношению к здоровью спортсмена.
И когда спортсмены выступают в юном возрасте, они форсируют подготовку, меньше уделяют внимания учебе, не расширяют кругозор, это не ведет к их зрелости. И когда они заканчивают со спортом в раннем возрасте, то попадают в вакуум. Есть очень тяжелые истории, а профессиональный спорт жесток. Так что я — за введение возрастного ценза.
— Вы верите в совпадение, что о положительной допинг-пробе Валиевой стало известно именно в тот момент, когда сборная России победила в командных выступлениях?
— Конечно же, я в такие случайности не верю. Очевидно, что это такой элемент давления и на конкретных спортсменов, и на нас как на спортивную державу.
Весь вопрос, как к этому относиться. Начать хныкать и жаловаться? Я за то, чтобы действовать, даже стиснув зубы. Не люблю околоспортивное нытье.
Я помню, как на чемпионате мира в 1970-х Ирина Роднина с Александром Зайцевым катали произвольную программу, и выключилась музыка. Роднина схватила Зайцева за руку, и они докатали программу без музыки, под аплодисменты зала, который аплодировал им стоя. И наши фигуристы получили максимальные оценки. Вот как надо реагировать на трудности и несправедливость.
На этой Олимпиаде было много разных историй. Когда-то и нам везло. Например, в прыжках с трамплина сняли сразу четыре команды. Мы взяли незапланированное серебро. Но все-таки это неправильно, когда посторонние начинают вмешиваться в борьбу атлетов. Это снижает накал и наносит ущерб всему спорту. Он становится менее зрелищным и интересным.
Вот говорят, что падает интерес к Олимпиаде, снижаются телерейтинги. Так может, это происходит из-за вот такого вмешательства? И есть субъективность в тех видах спорта, где оценки выставляют судьи. Я болел за Анну Щербакову. Но Александра Трусова прыгнула эти пять четверных прыжков. Такого раньше не было никогда! И стала только второй? Как это может не гарантировать победу?
— Да, в тот день мы увидели двойную трагедию — падения Валиевой и рыдания Трусовой, чьи слова стали крылатыми: «Я ненавижу этот спорт!»
— Валиеву просто сломали. А Трусова нарвалась на ситуацию, когда спорт и субъективные оценки вошли в противоречие. Я не говорю, что эта ситуация неправильная. И хорошо, что золото выиграла Щербакова. Она так раскрылась в Пекине, молодец!
Но я за объективность. Если люди в спорте показывают результат, то они должны побеждать.
«Ребята — это ведь хоккей, а не борьба!»
— Объективность — это хоккей. Кто больше забил, тот выиграл. А в финале на одну шайбу больше забросили финны.
— Хоккеисты на свою голову приучили нас к тому, что всё, что не золото — это неудача. Но надо привыкать к тому, что серебро или бронза — это тоже олимпийская медаль. Дается она нервами и потом, а в хоккее — еще и кровью. Поэтому к серебру Пекина надо относиться как минимум с уважением.
Спорт же меняется. Вспомните, как футбольную сборную СССР в 1972 году за поражение от немцев в финале Евро чуть ли не репрессировали, сняли всех тренеров, сочли это страшным позором. Но прошло 16 лет, на том же Евро мы проиграли в финале голландцам, тоже не забили ничего. И за это всё получили заслуженных мастеров спорта, а футболистов были готовы носить на руках. Прошло еще 20 лет, и выход в полуфинал Евро-2008 мы назвали большим успехом, а игрокам дали всякие почести и звания.
То есть происходит переоценка. Спорт становится гораздо более конкурентным, и есть куча обстоятельств, которые мешают тебе взойти на пьедестал. Поэтому серебро хоккеистов в Пекине — это хороший результат. Хотя мы всегда ждем золота.
И вообще, такая мысль… Надо как-то нарушать традицию. А то как Россия выступает без флага и гимна, то сразу же выигрывает Олимпиаду. Так было и в 1992, и в 2018 годах. Я уверен, что в следующий раз наши хоккеисты выиграют золото, и на пьедестал выйдут с флагом и под российский гимн.
— Что вы скажете о работе тренерского штаба? Сборная России забила только 13 голов в шести матчах. Пять из них — в проходном матче с чехами, еще один гол швейцарцы забили себе сами, еще одна шайба — в пустые ворота. А самые яркие наши форварды на этой Олимпиаде стояли на лавке — Жамнов, Федоров, атакующий защитник Гончар, на трибуне сидел Ковальчук. И в состав взяли тех, кто будет биться-бороться, отцепив лучших бомбардиров КХЛ.
— Это деликатная история — рассуждать со стороны, что происходит в тренерской кухне. Да, кого-то из ярких игроков КХЛ не взяли. Но, может, сами хоккеисты не показывали такой уровень? Мне кажется, в прошлом сезоне сильнее, чем сейчас, выглядели Шалунов, Толчинский, Окулов. Другие фамилии можно тоже назвать. Может, в этом дело?
И выскажу пожелание как болельщик. Я бы хотел ждать от нашей сборной более агрессивную и креативную игру, к которой привык. Я с детства за нашими смотрел. Мы всегда играли в атакующий, интересный, комбинационный хоккей. Это чехи сушили игру. Да, мы трижды проигрывали ЧССР чемпионаты мира, когда я был подростком. Но я болел за наших всей душой и получал от игры сборной СССР самые положительные эмоции.
А сейчас мы как-то поменялись ролями. Теперь финны играют искрометно. Уступали шведам со счетом 0:3, но победили в овертайме. Проигрывали нам в финале, когда забил Григоренко, но вытащили и этот матч. Понимаете, финны даже не расстроились! Продолжили давить, играть в свой хоккей. Не сбились на навал, комбинировали, играли в свое удовольствие. А наши ребята только боролись. Но это ведь хоккей, а не борьба!
Я понимаю, что без работы на площадке нельзя. Но надо как-то добавить творчества, агрессии, драйва. Что ж, пусть тренеры решают. Они — ребята вдумчивые, молодые. Я почти всех знаю лично — и Жамнова, и Федорова… Они — выдающиеся хоккеисты, знатоки своего дела. У них есть свое видение, взгляд на хоккей. Еще бы настроение добавить в игру. Может, поэтому в Пхенчхане в составе были такие мастера как Дацюк и Ковальчук, которые создавали определенный настрой на лавке и вселяли уверенность в остальных.
«Уровень Олимпиады без игроков НХЛ падает драматично»
— Символично, что финал с Финляндией прошел 20 февраля — в день рождения Владимира Юрзинова, которому исполнилось 82 года. Он внес большой вклад в развитие финского хоккея. 17 игроков Суоми были из КХЛ. Ведущая тройка — из Уфы: Хартикайнен, Гранлунд, Маннинен. Вот зачем мы наиграли их на свою голову? Они нас потом на международной арене бьют.
— Так мы финнов затем и наигрываем, чтобы у нас был хороший уровень КХЛ. Я вот смотрю на «Йокерит» — у них же национальный чемпионат очень неплохой. И местные болельщики постоянно спорят, где лучше играть их топ-клубу — в КХЛ или в финской лиге.
Но участие такого клуба, как «Йокерит» только усиливает КХЛ. То есть создает нам базу для соперничества. Нам не нужна выжженная земля, где нет конкуренции. Необходима высокая борьба, чтобы сравнивать себя с лучшими образцами европейского и североамериканского хоккея. Ты ничего не добьешься на Олимпиаде, если не будешь на равных биться с сильнейшими у себя в чемпионате.
— Президент IIHF Люк Тардиф рассуждал на пресс-конференции, стоит ли переносить хоккей в программу летних Олимпиад. Это решило бы вопрос с участием игроков НХЛ. Как вы относитесь к этой инициативе?
— Хоккей на Олимпиадах постепенно превращается в олимпийский футбол, где не участвуют все сильнейшие. Это не такое престижное соревнование, и титул чемпиона мира или Европы в футболе ценится гораздо выше. Хоккей без игроков НХЛ движется в ту же сторону. Когда их нет, уровень Олимпиады падает драматично. Но это не повод — делать перенос на лето. Потому что хоккей — краеугольный камень любой зимней Олимпиады. Это драйвер внимания!
Хоккей сам по себе может утонуть в летних видах спорта, где также есть футбол, баскетбол, волейбол, гандбол… Он растворится, к нему очень сильно упадет интерес. И я думаю, что МОК и IIHF не пойдут на такие тектонические изменения.
— Еще Тардиф сказал, что на Олимпиадах надо ввести хоккей «три на три». Как вы думаете, пора?
— Все виды спорта обновляются. Вот в биатлоне появились масс-старт и гонка преследования. Мне они интереснее, чем традиционные гонки с раздельного старта. В лыжах возник спринт, в коньках — командная гонка-преследование. В фигурном катании появилась короткая программа…
Хоккей тоже должен предлагать более интересные формы соревнований. А «три на три» — это интересно. Самый пронзительный момент у сборной России в Пекине — именно овертайм «три на три» со шведами, а потом — буллиты.
Мне это интереснее, чем игра до гола, когда в шестом овертайме бегают уже уставшие спортсмены. Вы пожалейте атлетов, из них и так последние соки жмут. Люди ведь — не роботы.
Да и зрители уже не выдерживают смотреть пять-шесть часов хоккея. Вы же видите, как ускорилась жизнь. Сейчас молодежи нужно всё живее и быстрее, поэтому думаю, что хоккей «три на три» им зайдет.
«Пока нам с заявкой на Олимпиаду не надо спешить»
— Что вы скажете о биатлоне? Фатальный провал Эдуарда Латыпова, ни одного золота.
— У нас в биатлоне есть славные традиции. Всегда хочется видеть хотя бы одно золото на Олимпиаде. Поэтому возникают мысли о том, что в Пекине мы где-то недобрали. Но в целом команда выступила неплохо. Взяла медали в эстафетах, то есть наша биатлонная школа жива.
Латыпову могу высказать только слова поддержки. Он боролся как мог, взял три бронзовые медали. Он больше нас с вами расстроился из-за пяти промахов на последнем рубеже в эстафете. Его поддержали очень многие, даже иностранцы. Такое с каждым может быть.
Хотя у меня вопрос — ведь было известно, что Латыпов перенес коронавирус. Может быть, он — не самый сильный финишер. Зачем его было ставить на последний этап? Взвалили на его плечи жутко тяжелое бремя. В общем, тут есть о чем подумать.
Не хочу критиковать, в целом мы увидели удачный биатлон на Олимпиаде. У нас еще недавно был период, что мы в куче гонок не могли одержать победу. Комментатор «Матч ТВ» Дмитрий Губерниев даже обещал свой ботинок съесть, если будет сколько-то гонок без медалей. К счастью, обувь Губерниева в Пекине осталась цела.
— Сейчас в Сочи проходит открытая выставка вашей олимпийской коллекции. Какие экспонаты из Пекина вы бы в нее забрали?
— Я бы в качестве артефакта раздобыл клюшку с автографом хоккеиста, который забил победную шайбу, и она принесла нам золото. Но такой клюшки нет. Может, взял бы обойму из ружья биатлонистов, в которой был наш золотой патрон. Но и такой обоймы в Пекине тоже не было. Так что отложим вопрос до следующей Олимпиады. Я о Пекине еще подумаю, а коллекционеры пока пусть готовятся.
— Пекин спустя 14 лет снова принял Олимпиаду. Могут ли Сочи замахнуться на летние Игры?
— Провести еще одну Олимпиаду в России было бы классно. Поставить точку в истории о допинге и дискриминации нашего спорта. Но, надо реалистично оценивать свои силы и возможности. Не знаю насчет Сочи — может, скорее, на Олимпиаду будут претендовать Петербург, Казань или еще раз Москва.
Но мне кажется, что сейчас мы вроде как замахнулись на Экспо-2030. Поэтому в международном плане это будет таким мероприятием, которое мы как страна-организатор можем предъявить всему миру.
Идея с Олимпиадой хорошая, но надо выбрать правильный момент. Вспомните, мы на Олимпиаду в Сочи подавали заявку три раза. И если честно, сами себе всё только портили, когда шли не совсем подготовленными.
Здесь очень важно выбрать правильный момент. И подготовиться, когда созрела внешняя среда, когда есть сила. А мы очень много сил потратили на преодоление встречного ветра после допинговых скандалов. Мы еще не оправились.
А для того, чтобы нас уважали, нужны огромные успехи в спорте. Так что давайте сначала разберемся в своем доме, перестанем попадаться на ерунде, начнем еще больше побеждать, восстановим свой вес. Тогда и на Олимпиаду замахнемся. А пока и Экспо-2030 будет хорошо провести.
«Если ты не смотрел Олимпиаду во времена СССР — это было как компромат»
В конце интервью Владимир Потанин ответил на пять блиц-вопросов — емких и точных, как пять выстрелов в биатлоне.
1. Есть ли у вас любимый вид спорта в зимней Олимпиаде?
— Хоккей. Я с детства на нем воспитан, сам играю. И очень уж славные у нас традиции.
2. За какого спортсмена вы особенно горячо болеете или болели?
— Одного не назвать. И это ситуативно. Отвечая на ваш вопрос сегодня, я вспомню Вячеслава Веденина, который завоевал нам золото в 1972 году, отставая от норвежцев на минуту. Когда его уже все бросили, никто за ним не смотрел, а он взял и выиграл.
Вспомню победный гол Кирилла Капризова на Олимпиаде в Пхенчхане. Очень уж давно у России не было золота в хоккее — целых 26 лет.
Как можно было не болеть в Пекине за Александра Большунова, который выиграл тут три золота? А еще у нас была Ирина Роднина, трехкратный олимпийский чемпион, символ нашего фигурного катания. Валерий Харламов, забросивший девять шайб в Саппоро. Анатолий Фирсов и его 12 голов в Гренобле. Владислав Третьяк с его тремя золотыми медалями…
Я могу вам назвать огромное количество спортсменов, которых очень люблю и трепетно к ним отношусь.
3. Расскажите личную историю, связанную с Олимпиадой.
— Почему-то вспомнилось, как я отправил букет цветов нашей фигуристке Ирине Слуцкой. Это было в Турине-2006, в разгар борьбы нашей заявки за право получения сочинской Олимпиады. И мы находились в Италии, много работали с членами МОК и другими представителями спортивной общественности, пытаясь их убедить в том, что у России — очень достойная заявка.
И вот — фигурное катание в Турине. Наша страна уже завоевала три золота. И все откровенно говорили, что Слуцкой просто не дадут победить. Потому что нельзя отдать четыре золотые медали в одни руки.
Ира выходила на лед в каком-то обреченном состоянии. Но она бросила вызов судьбе, исполнила очень сложную программу, оказавшись под страшным давлением. Я очень хотел ее поддержать — и послал букет цветов. Потому что четвертое золото тогда России так и не дали.
4. С какого возраста вы смотрите Олимпиаду?
— Первыми для меня были зимние Игры-1972 в Саппоро… Раньше ведь были только две программы по черно-белому телевизору. Кроме футбола и хоккея ничего больше не показывали. В этом смысле Олимпиада являлась большим праздником, к ней было приковано всеобщее внимание. Это самые разные виды спорта! А у меня еще и отец был болельщиком. Приучил меня к тому, чтобы я тоже разбирался в спорте.
У нас, мальчишек, считалось даже неприличным, если тебя встретили на улице во время трансляции большого спорта. Это было похоже на компромат. Неправильным было не находиться у телевизора, когда Игры смотрела вся страна…
5. Олимпиада в вашем понимании — это?
— Это праздник и смотрины мирового спорта. Хотелось бы без политики, но как говорится, любишь кататься, люби и саночки возить.