Как сдать плазму для борьбы с COVID-19. Советы врача и опыт доноров

Кто может стать донором плазмы, зачем это нужно и как проходит процедура — в материале mos.ru.

Москвичи, переболевшие коронавирусной инфекцией, могут стать донорами плазмы крови. Процедура переливания позволяет помочь тем, кто переносит COVID-19 особенно тяжело. По мнению экспертов клинического комитета Департамента здравоохранения Москвы, переливание плазмы крови COVREC (с антителами к коронавирусной инфекции) — один из потенциально эффективных методов лечения заболевания. В столице донорами плазмы для лечения пациентов с COVID-19 стали уже около тысячи человек.

О том, как проходит процесс сдачи биоматериала, какие существуют особенности и противопоказания, — в материале mos.ru.

Спасти минимум двоих

У пациентов, госпитализированных в столичные медицинские организации с новой коронавирусной инфекцией, проходит 15–20 трансфузий плазмы реконвалесцентов ежедневно. Такие данные приводит заведующий отделением клинической и производственной трансфузиологии и гравитационной хирургии крови НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Александр Костин.

«Кому-то хватает одной трансфузии, кому-то необходимо выполнить два, редко три переливания», — говорит он.

Один донор сдает 600–650 миллилитров плазмы. Эта доза делится на две или три части и может помочь двум — трем больным. Сдать плазму крови можно через две недели после полного выздоровления.

Доноры, у которых констатирован хороший иммунный ответ, могут повторить процедуру еще раз через две недели.

Диета и не только

Стать донором может не каждый. При наличии серьезных заболеваний (ВИЧ, гепатиты, туберкулез и другие хронические заболевания) донорство запрещено пожизненно. Есть ряд других ограничений: возраст, вес, беременность. Также причиной временного запрета на сдачу крови может стать прием определенных лекарств или недавняя татуировка.

«Поскольку данная вирусная инфекция является новой и проходит она у части пациентов не очень легко, мы ограничили возрастной период для осуществления донаций от 18 до 55 лет. Так же, как это сделали многие наши зарубежные коллеги. Наша основная цель — ни в коем случае не навредить донору!» — отмечает Александр Костин.

Перед сдачей крови важно исключить прием алкоголя и жирной пищи в течение 48 часов. Если вы нарушили диету, пытаться обмануть врачей бесполезно: это станет заметно уже во время процедуры по качеству плазмы, и процесс сдачи придется прервать.

Подробная памятка для доноров — на портале «Я дома».

Контроль качества

Перед тем как пригласить граждан России на сдачу плазмы, специалисты тщательно выясняют историю их болезни.

«Всех, кто оставил заявки в кол-центре, мы проверяем по системе ЕМИАС, выясняем, что человек действительно переболел, что прошло достаточно времени после выздоровления, что у него отрицательные тесты на COVID», — говорит Александр Костин.

На месте у донора берут дополнительные анализы, а проверка биоматериала начинают уже в процессе сдачи крови.

«Непосредственно после процедуры заготовки плазма подвергается специальной обработке — фотохимической инактивации патогенов. Мы добавляем определенные вещества в плазму, подвергаем ее ультрафиолетовому облучению либо облучению видимым цветом. Это стандартизованная методика, которая призвана убрать оттуда те потенциальные патогенные микроорганизмы, на которые мы донора не тестируем. Кроме того, обязательным является исследование на гемотрансмиссивные инфекции (гепатит В, С, ВИЧ, сифилис). Результаты обычно бывают готовы на следующий день, и до завершения этого процесса плазма не используется для пациентов», — поясняет врач.

Три стадии проверки

Новая коронавирусная инфекция изучена недостаточно, поэтому специалисты не просто занимаются забором биоматериала, но и исследуют, как доноры переносили болезнь, проверяют количество антител с помощью различных методик.

«Мы пытаемся, выясняя анамнез, узнать, как именно протекало заболевание, и отсеять людей, которые перенесли его слишком легко, практически не замечая. Дело в том, что не все люди одинаково реагируют на данную инфекцию и у всех по-разному вырабатываются антитела. Например, если у человека была температура выше 38 градусов в течение трех и более дней, то, скорее всего, это будет сопряжено с более выраженной выработкой антител. А если вирус остался на первой линии обороны иммунной системы, то большого количества антител не будет. Мы же хотим собрать плазму, богатую антителами», — поясняет Александр Костин.

У переболевших коронавирусом проверяют уровни антител различными методами ИФА к разным вирусным белкам.

«Мы приходим к выводу, что имеет значение одновременное наличие у донора как IgG, так и IgМ. По совокупности показателей принимается решение: какой донор подходит больше. Четкое пороговое значение для уровня выявляемых антител мы пока устанавливаем. Но даже после того, как донор сдал плазму и она уже потенциально готова к клиническому применению, мы ждем тест из института Гамалеи, где наиболее точно подтверждается наличие вирус-нейтрализующих антител», — добавляет Александр Костин.

Потенциальные доноры — те, в крови которых содержатся оба вида антител — IgG и IgM. Наличие этих показателей — достаточная причина, чтобы попробовать пройти отбор, даже если «официально» вы не болели и антитела выявили в результате скрининга в поликлинике. Уже в пункте сдачи крови донору проведут уточняющий дополнительный анализ, чтобы определить ценность плазмы.

Первичный опрос проводит кол-центр. Затем уже с потенциальным донором связывается медицинское учреждение. По результатам беседы принимается решение — приглашать или нет конкретного человека на сдачу плазмы.

Сейчас система работы с донорами перестраивается в трехэтапную. Сначала разговор по телефону, затем — первичные анализы в медучреждении и уже потом, на следующий день, переболевшего коронавирусом приглашают сдать плазму. Такая схема позволяет производить забор только у тех, чья плазма действительно богата антителами и сможет реально помочь в лечении болезни.

Доноров ждут

В среднем институт имени Н.В. Склифосовского принимает 10–20 доноров плазмы, переболевших коронавирусом, в день. Пункт работает в первой половине дня без выходных. Одновременно кровь в нем могут сдавать до 10 доноров. В случае большого числа желающих количество мест и часы работы будут увеличены. 

«Желательно, чтобы доноров было больше. Потому что если начать применять плазму повсеместно во всех стационарах, то этого количества точно не хватит. Мы не знаем, когда эпидемия пойдет на спад и сколько еще понадобится трансфузий. Но, по моему мнению, было бы неплохо, если бы доноров было больше, хотя бы раза в два-три», — говорит Александр Костин.

Процесс сдачи плазмы занимает около 40 минут. В это время с помощью аппарата для плазмофереза кровь донора разделяется на плазму и клеточную фракцию, эритроциты и другие клетки крови возвращаются обратно, заготовленная плазма переводится в гемоконтейнер. Если у донора маленький вес или тонкие вены, у него могут взять не 600, а, например, 400 миллилитров плазмы. Это тоже существенная помощь.

Для многих забор плазмы — менее стрессовый процесс, чем полноценная сдача крови. После процедуры донор еще 20 минут находится под наблюдением врачей.

Плазму сейчас можно сдать в четырех медучреждениях: Центре крови имени О.К. Гаврилова (Бакинская улица, дом 31), Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского (Большая Сухаревская площадь, дом 3, корпус 12), городской клинической больнице № 52 (Пехотная улица, дом 3, корпус 1) и городской клинической больнице имени М.П. Кончаловского (Зеленоград, Каштановая аллея, дом 2, строение 1).

Кроме того, плазму могут собирать на организованных акциях: например, на днях такая акция прошла на площадке клуба «Мой социальный центр» в Южном Бутове. Донорами плазмы стали социальные работники, переболевшие COVID-19. Некоторые из них поделились историями о борьбе с болезнью.

Когда плазма особенно нужна

Мария Комарова — социальный работник филиала «Лефортово» ТЦСО «Южнопортовый», где она трудится уже семь лет.

«Я заболела 13 апреля и сразу вызвала врача. Два дня у меня была высокая температура, слабость, ломота, дней пять не было обоняния и вкуса. Не знаю, где могла заразиться, ведь регулярно мыла руки, носила маски и перчатки. Лечилась дома. Боялась осложнений, но все обошлось», — рассказывает Мария Комарова.

В конце апреля больничный закрыли, и спустя месяц, на площадке клуба «Мой социальный центр» в Южном Бутове, Мария сдала плазму крови.

«Я сразу решила, что, если у меня будут антитела, я сдам плазму, чтобы кому-то помочь. Я очень переживала, но врач на месте успокоила меня. Она объяснила, что плазму сдавать легче, чем кровь. Процедура длится около 40 минут, забирается только плазма, а остальные компоненты возвращаются донору. Я успокоилась уже в процессе сдачи. Процедура прошла хорошо, не было никаких неприятных ощущений и дискомфорта», — говорит Мария Комарова.

Еще один донор — Евгений Чиненов. Он работает в филиале «Отрадное» ТЦСО «Бабушкинский» социальным помощником. В связи с пандемией работу не прекращал — такова специфика помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

«Еще когда я болел, узнал, что можно будет сдать кровь, и захотел помочь тем, кто тяжело переносит болезнь. Тем более у нас такая профессия — людям помогать. А тут еще одна возможность — почему нет», — говорит Евгений Чиненов.

Мужчина был донором еще во времена студенчества. Так что страха перед процедурой не было. «В такой ситуации ведь может оказаться любой из нас. Поэтому любая помощь важна. Мы один народ, одна страна, одна большая семья. Нужно помогать друг другу», — говорит Евгений Чиненов.

Василий Федотов — сотрудник ТЦСО «Алексеевский». В период режима повышенной готовности старался соблюдать самоизоляцию и работать из дома.

«В середине апреля у меня поднялась температура. Потом начала болеть супруга, у нас обоих пропало обоняние, и мы вызвали врача из поликлиники. Наши тесты показали положительные результаты», — рассказывает Василий Федотов.

Получив лекарства, пара прошла лечение дома. После этого два теста показали отрицательные результаты. 20 мая Василий сдал плазму крови в институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Был донором впервые.

«Донация заняла 43 минуты. Попали в вену сразу, ни одного синяка, я ничего не почувствовал. Медсестры все объясняют, помогают, несколько раз подходили и проверяли, что все нормально. Никакого дискомфорта не было. После сдачи крови было легкое головокружение, не более того», — рассказывает Василий Федотов.

В больнице он узнал, что у него самая востребованная при сдаче группа крови — первая отрицательная. Так что в дальнейшем мужчина планирует продолжить заниматься донорством.

«Мне кажется, это две разные ситуации: просто сдать кровь или сделать это во время пандемии, когда донорская плазма становится особенно нужной и может спасти чью-то жизнь, помочь тем, кто болеет очень тяжело. Это не просто сдать кровь в банк, а помощь конкретному человеку. Общество — это единый механизм, и если мы все подключимся, то быстрее поборем эту пандемию и вернемся к привычной жизни», — говорит Василий Федотов.

Для горожан, которые переболели коронавирусной инфекцией и хотели бы стать донорами плазмы, работает специальная горячая линия. Записаться на сдачу крови можно по телефону: +7 (495) 870-45-16. Номер доступен ежедневно с 09:00 до 19:00.

Донором плазмы крови может стать человек в возрасте от 18 до 55 лет, переболевший коронавирусной инфекцией и при этом не имеющий хронических заболеваний. Также у него должны быть отрицательные анализы на ВИЧ, гепатиты В и С. Согласно постановлению Сергея Собянина, доноры получают стимулирующую выплату в размере пяти тысяч рублей за 600 миллилитров плазмы.