Сегодня Станислав Черчесов выступит на заседании технического комитета РФС с докладом по Евро
Действующий контракт тренера рассчитан до 30 декабря 2022-го — как раз под ЧМ в Катаре, который пройдет в ноябре–декабре того же года
Конечно, нам нужен новый тренер. Хотя бы для того, чтобы окончательно убедиться, что главная проблема сборной России вообще не в тренере, а в том, что у нас нет ни футболистов, ни системы по их подготовке, ни среды, где бы они правильно развивались. Нет ничего, кроме больших зарплат и державного апломба.
Мы застряли в дурацком цикле — и после каждого круга падаем все ниже. Тасуем мизерное количество достойных игроков, бьемся лбом о чей-то крепкий кулак на Евро или ЧМ, потом обвиняем во всем тренера/футболистов/лимит, месяц-два это пережевываем, чтобы в итоге вернуться на тот же путь.
Думаю, всем очевидно, что успех на домашнем ЧМ-2018 — это сиюминутное торжество духа, единения нации, команды и тренера, но никак не результат работы четкой системы. Потому что за следующие три года мы стали лишь слабее. Вообще вся футбольная вертикаль.
У нас по-прежнему мало талантов, наша молодежка отлетает от датских сверстников еще более безнадежно, клубы не способны нормально выступать в еврокубках без 11 легионеров, российские академии ради побед продолжают конвейером воспитывать раскоординированных роботов, умеющих делать только диагонали в борьбу и отдавать на вратаря.
Централизация всей страны убивает футбол в далеких регионах, а бешеная рубка в Москве (куда свозят самых-самых и провоцируют этим избыточную конкуренцию) отсекает от футбола еще большую часть талантливых ребят, не выдерживающих преждевременного давления.
Непонимание психики ребенка, боязнь тренеров потерять работу (из-за результата в таблице) приводят к тому, что мы воспитываем целые поколения, которые не играют в футбол, а бояться ошибиться. Потому что их всю жизнь тыкали носом в это: «Отдай ближнему», «Ошибешься — сядешь на лавку», «Сыграй проще, не выдумывай». По итогу логично, что пробиваются наверх именно те, кто не может ни придумать, ни исполнить, ни даже проявить смелость.
Не надо быть Татьяной Тарасовой, игроками гандбольной сборной, боксерами и другими экспертами, вдруг вспомнившими про футбол, чтобы увидеть разницу в том, как двигаются, думают, работают с мячом, телом, пространством, с прессингом игроки Дании и России.
Наше все Головин к 25 годам по-прежнему очень средне действует в завершении, а остальные вообще с трудом могут сделать две хороших подачи с фланга из трех (по траектории, силе и высоте), нередко не перебивая первого же защитника.
Конечно, Головин — неплохой футболист, но у он нас такой один и ничем не превосходит некоторых датских игроков ротации. То есть даже на этом уровне мы неконкурентоспособны. Что говорить про этаж, где Бельгия, Англия и Франция.
Но самое плохое, что мы вообще никуда не движемся. Глобально. Почитайте, как Англия за 10 лет изменила систему и получила самое талантливое поколения за годы. Как в академии «Аякса», несмотря на топовый уровень, продолжают искать новое и вводят факультативные тренировки по дзюдо и легкой атлетике. Как уже во всем мире перестали недооценивать психологов в детском футболе, а мы все делаем вид, что 10-летний пацан — это просто маленький мужичок, которого надо муштровать.
Мы только меняем цифры в названии стратегий, закрепляя год, когда надо будет выпускать новую. И продолжаем делать то же самое. Меняются лишь какие-то локальные моменты, связанные с энтузиастами и просто случаем на местах. Как с Головиным, поздно попавшим в топ-академию, а до 15 лет работавшим с тренером в Сибири, который его просто не ломал. Но чтобы обыгрывать Данию, парней уровня Головина на разных позициях должно быть 20-30.
В таких объемах вырастить хороших игроков может только система, а у нас она заточена на другое — не на воспитание личностей, координированных и думающих атлетов, а на текучку кадров, сиюминутные победы и заработок приближенных. И работает все, как видите, исправно. Осталось лишь запустить новый цикл с новым тренером и сменой состава.
И бесконечные апелляции к лимиту — это попытка налепить пластырь на перелом. Игроки, выходящие из российских академий, в большинстве случаев сильно уступают даже средним иностранцам. А клубы вообще не заинтересованы прокачивать молодых и правильно их подводить. Потому что деньги придут из бюджета, а не с продаж.
Наверное, лимит можно было бы еще ослабить, но заметный результат будет, только если вместе с этим ввести потолок зарплат, ограничения сумм на трансферы и разобраться с подготовкой игроков. Думается, смысла это обсуждать пока нет. Не видится, кто и как осмелится реализовать подобное.
Все это к тому, что не Черчесов виноват в том, что мы на голову ниже Дании. Это данность уже. В 9 случаях из 10 мы бы проиграли с любым тренером.
Но при этом Черчесов на этом турнире показал работу, которая не заслуживает ни зарплаты 2,5 млн евро в год, ни шанса попробовать еще.
Дело не в только в идейном кризисе, в том, что у сборной-2021 лишь одна работающая тактика, которая почти всегда рушится сразу, как команда уступает в счете.
Эта сборная устала от методов и стиля Черчесова. Хотя наш единственный шанс прыгнуть выше головы в текущей парадигме — это какая-то волшебная «химия» в команде между тренером и игроками (или с болельщиками, как на ЧМ-2018), которая бы на месяц заставила каждого выдавать лучшие матчи в карьере.
Что-то подобное, например, было у венгров, где главный коуч — итальянец Марко Росси — настолько проникся работой, что выучил венгерский, пел гимн вместе с футболистами и вдохновил их на близость чуда.
Но даже такой перфоманс маленькой команды — разовая акция, удача на распродаже геройских вылетов, а не возможность добиться чего-то по-настоящему значимого. Показательно, как голландцы удивляются тому, что мы до сих пор вспоминаем победу в четвертьфинале Евро-2008. Это ведь даже не полуфинал, говорят они. И звучит это очень грустно.
Но при Черчесове сборная не смогла не то что показать — хотя бы намекнуть на какую-то синергию и волшебство внутри команды. Выглядело это так, будто все максимально старались, выполняли свою работу, но вдохновения, куража и удовольствия от процесса в этом не было совсем.
Поэтому, конечно, нужен новый взгляд, новый вектор, новая тактика, новая надежда. Хотя все это до первого большого турнира или сложной группы в отборе на Евро или ЧМ. Ну, а что будет дальше, вы знаете.