Коляда стал душевнобольным. О чем новая программа главного катальщика русской фигурки?

Ставил Илья Авербух.
Евгений Семенов, Sport24

В Игоре прошел мастер-класс Тамары Москвиной. Как и в прошлом году, здесь были представлены первые варианты программ на новый сезон. Помимо спортивных пар, на лед вышел Михаил Коляда с новой произвольной программой. Пока это только каркас без сложных элементов, но хореография и общая задумка уже угадываются.

Тандем Илья Авербух – Михаил Коляда настолько всем понравился и запомнился, что хореограф и спортсмен продолжили работать вместе. Для новой постановки была выбрана музыка Альфреда Шнитке «Танго в сумасшедшем доме» из оперы «Жизнь с идиотом».

«Первый канал» показал процесс работы над программой, и можно точно сказать, что первоисточник, а именно оперу и все, что с ней связано, постановщик решил убрать. Иначе никак — абсурдистский текст невозможно никак передать за четыре минуты, в условиях правил соревновательной программы. Авербух оставил только одну составляющую — замкнутое пространство, в котором находится лирический герой Коляды.

Больший акцент вся команда делает на самом названии и отдаленной тематике — сумасшедший дом и душевные болезни.

«Посвящаем эту программу людям, страдающим от страшного недуга. Ему были в свое время подвержены Франсиско Гойя, Врубель и многие великие», — сказал Алексей Мишин перед презентацией.

Видимо, здесь тренер говорил о всех душевных заболеваниях, а не о каком-то конкретном. По первоначальной хореографии видно, что здесь нет спекуляции и навешивании ярлыков. Коляда показывает человека, который живет в своем полноценном мире, хотя это замкнутое пространство, комната, в которой заперт герой.

Здесь Михаилу очень помогает его любовь к пантомиме и гротесковой игре — он легко может изобразить стену, музыкальные инструменты, которые существуют только в его голове. Эти моменты яркими мазками расставляют акценты и выделяют основную тематику программы — сумасшествие, в котором нет ничего страшного. Остальная программа плавная и спокойная, будто нет никакого подтекста.

В оригинальном либретто оперы главный герой страдает от эротических фантазий, герой Михаила же в одиночестве танцует достаточно целомудренное танго. Так как это одиночное катание, то изобразить танец на двоих органично очень сложно. В большинстве случаев у одиночников и одиночниц получается «вариация на тему». Коляда же делает полноценные бальные шаги, с соблюдением всех позиций, правда, с воображаемой партнершей. И это полностью обоснованно заявленной темой.

В соревновательных программах сложно передать какую-то художественную составляющую из-за жестких правил. Поэтому, для повествования многие берут пантомиму, как способ рассказать историю. В большинстве случаев это выглядит, как глупый и непрофессиональный отыгрыш. Сложная, на первый взгляд, тематика в программе Коляды помогает ему превратить эти проблемы и очевидные минусы фигурного катания в плюсы.

Видно, что над программой работал не только Авербух — много деталей, как момент с музыкальными инструментами, добавили Татьяна Прокофьева и сам Мишин. Коляда же придумал первые движения и добавил в нее ту самую пантомиму.

На сегодняшний день сложно что-то сказать о программе, как о полноценной постановке. Пока работа еще сырая и невкатанная, записи куцые и, в целом, выглядит все обрывочно. Но нельзя не отметить ту планку, которую выбрали для себя Коляда и Авербух. Бессюжетная постановка с элементами пантомимы и сложной темой — возможно, это станет одной из лучших программ сезона.