Его звали Онисим Панкратов. Служил пожарным в Харбине, тогда еще российском городе. Занимался французской борьбой, бегом и мотогонками. Велосипед с детства был его "второй парой ног". Мечтал объехать на нем вокруг Земного шара. В 23 года решился. С ним отправились еще двое, но Сибирь им оказалась не по зубам. Онисим продолжил один.
Уцелеть в Сибири
Полгода он ехал из Харбина в Петербург. Вел дневник, однажды записал, что в сибирской деревне задавил курицу. К нему относились недоверчиво, как к шпиону. Только один человек приютил Онисима и даже подарил ему меховую шапку с рукавицами. Чаще на велосипедиста спускали собак, закидывали его камнями, а разок в него выстрелили. По дороге попадались и дикие звери, и грабители. Да и дороги никакой не было – шли непрерывные дожди. Снизу хлябь – сверху таежная мошкара. Стало лучше, когда Онисим решил продвигаться по железнодорожным шпалам. В конце концов они привели его на московский вокзал. В Петербург ехал с комфортом, в сопровождении группы велоподдержки. В Европу за ним никто не рискнул.
Объезжайте горячие точки!
Онисим немного заблудился на европейских дорогах, они дважды приводили его во Францию. Неприятнее всего было в Турции, где спортсмена серьезно избили, и в Италии: там Онисим тяжело переболел малярией. Потом был теплоход из Британии в США и проезд по маршруту Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско. Путь из Японии через весь Китай прошел без приключений. В Харбине Онисима встречали, как героя. За его велопробегом следили по газетам: Панкратов проехал 50 тыс. км, сменил 4 седла, 2 руля, 53 покрышки, 11 цепей и 750 спиц. Сегодня у него немало последователей. Рассказывает чемпион Москвы по велоспорту Александр Колыбин:
Сейчас все дороги открыты. Можно проехать везде, захватить и Австралию, и Южную, а не только Северную Америку. Все зависит от маршрута. Кто-то выбирает кратчайший, кто-то – самый длинный. Одни избегают, а другие коллекционируют горы, собирая их все: Гималаи, Пиренеи, Анды. Главное – объезжать горячие точки. Там могут и в заложники взять, и убить. Самое меньшее – отберут велосипед. Таких случаев очень много».
К экстремальному велопробегу надо готовиться не один год, напоминает Александр Колыбин. Нельзя сесть на велосипед и поехать вокруг Земного шара: такого человека ожидает и общее перенапряжение организма, и неприятные частности. Например, воспаление сухожилий, когда невозможно ходить, не то что крутить педали. Но если все сделано правильно, то мало что сравнится с велопутешествием. Для Александра это тип медитации, когда человек находится почти что в трансе.
Читайте также: