Не только "Слово пацана": сериалы, которые подняли волну возмущения

Драма Жоры Крыжовникова еще до премьеры столкнулась с негативом: сериал называли вредным и опасным и требовали отменить. Однако по данным Кинопоиск Pro, проект за неполный месяц уже набрал 3394 балла интереса. Это в два раза больше, чем у предыдущего лидера "Игры в кальмара", который удерживал рекорд более двух лет.

Есть фильмы и сериалы, пользующиеся всенародной любовью — такие как «Ликвидация» или «Сваты». Они имеют отличные рейтинги, зрители готовы пересматривать их много раз, открывая для себя новые нюансы, и обсуждать любимые отрывки с такими же поклонниками. А вот у некоторых сериалов хейтеров едва ли не больше чем фанатов, и речь не о заведомо плохо снятых историях, которые обычно быстро забываются и не вызывают сильных эмоций. В отечественном кинематографе находятся примеры, задевающие в душах зрителей какие-то особые струны, и заставляющие людей с пеной у рта строчить разгромные посты в соцсетях и требовать от всех инстанций запретить подобные проекты к показу. «Вокруг ТВ» решил вспомнить некоторые из них.

«Бригада»

Дмитрий Дюжев в сериале «Бригада»

«Бригада» стала главной российской гангстерской сагой нового тысячелетия, и затмить ее по сей день никому не удалось. Алексей Сидоров снял историю о настоящей мужской дружбе, тернистом пути к успеху и сделках с совестью, на которые приходится идти тем, кто выбрал криминальную стезю. Несмотря на то, что герои «Бригады» кончили плохо, многие обвиняли сериал в романтизации бандитизма. Истории про преступников у нас снимали и раньше, но уж больно обаятельными вышли Саша Белый (Сергей Безруков) и его товарищи. Приятные молодые парни, изначально ступившие на скользкую дорожку поневоле, даже в сложные времена хранили верность друг другу, а Белый и вовсе прямым текстом утверждал, что не совершает зла, а просто живет, и не его вина, что времена такие.

Огромная популярность «Бригады» привела к тому, что герои сериала стали ролевыми моделями для подростков по всей стране. Александр Петров признавался, что подражал в молодости Саше Белому, Никита Кологривый тоже вспоминал, как с друзьями в детстве играл в «бригаду», но бандитами они от этого не стали. А вот сын режиссера Леонид Сидоров как раз стал. Появившийся на свет в пору, когда Алексей с женой были очень молоды и не осознавали ответственность, он в итоге попал в интернат — мать с отцом лишили родительских прав. Несмотря на творческие способности, примерным поведением мальчик не отличался и был уличен в воровстве. Уже в детстве, посмотрев фильм отца, решил сколотить«бригаду» и выбрал для себя в качестве примера Космоса. Затем последовал угон автомобиля, первый срок, далее разбойное нападение на соседей по коммунальной квартире, закончившееся изнасилованием и двумя убийствами.

Люди не устают говорить о негативном влиянии «Бригады» на массовое сознание. Сергей Безруков отказался сниматься в продолжении и, кажется, не играл больше отрицательных персонажей вовсе. А исполнитель роли Пчелы Павел Майков назвал прославивший его сериал «преступлением перед Россией». Иронично, что Сидоров, похоже, предвидел подобную реакцию на свое детище: в сериале есть сцена, где четверка героев видит съемки кино про бандитов, которое тоже называется «Бригада», и Космос (Дмитрий Дюжев) при этом возмущается: «Ваше кино — это кровь и насилие одно».

«Штрафбат», «Зулейха открывает глаза», «Дети Арбата»

Чулпан Хаматова в сериале «Зулейха открывает глаза»

Снимать сериал об относительно недавнем прошлом — дело неблагодарное. В интернете обязательно найдутся люди, которые посчитают количество заклепок на промелькнувшем в кадре танке, или возмутятся, что в квартире советского гражданина откуда-то взялись пластиковые окна. Но есть проекты, где зрителей разозлили не отдельные детали, а содержание в целом. Особенно сильно досталось сериалу Николая Досталя «Штрафбат», который обвиняли в искажении правды о Великой Отечественной войне, очернении подвига предков и оскорблении ветеранов. Мол, на самом-то деле штрафников не гнали в бой с голыми руками под дулом автомата, да и дисциплина в штрафбатах была более строгой, чем в регулярных частях. Досталь в свою очередь признавал, что его творение нельзя назвать исторически достоверным, и отмечал, что обсуждал эту проблему со сценаристом Эдуардом Володарским, но получил от него ответ: «Если делать все по бумаге, то фильма не будет».

Сериал «Дети Арбата», как и послужившую в качестве литературного первоисточника книгу, ругали за «излишнюю» демонизацию образа Сталина. Еще пару десятилетий назад Иосифа Виссарионовича было принято изображать не иначе как кроваворуким тираном, но теперь общественное отношение к его фигуре стало не столь однозначным и любой проект о сталинской эпохе неизменно вызывает хейт у той части аудитории, которая не разделяет позицию автора. Столь же болезненной остается тема лагерей и репрессий, вокруг которой построен сериал «Зулейха открывает глаза». Детищу Егора Анашкина вдобавок досталось и от мусульман, до глубины души оскорбленных интимной сценой в мечети (справедливости ради стоит отметить, что этот эпизод снимался в павильоне). Вдобавок создатели сериала зачем-то дали эпизодическим персонажам-политзаключенным имена ныне действующих представителей мусульманского духовенства. Наконец, нашлись те, кто обвинил сериал, снятый по книге Гузели Яхиной, в очернении образа татарской женщины.

«Ненастье»

Александр Яценко в сериале «Ненастье»

Сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» объединил в себе две вышеназванные причины для хейта. Его обвиняли в попытке обеления «братков» и оскорблении ветеранов. Сюжет сериала рассказывает о вернувшихся из Афганистана мужчинах, которые почувствовали, что в новой России они не нужны никому кроме таких же обожженных войной бойцов, и сколотили организацию для взаимопомощи. Это сообщество со временем начало приобретать черты преступной группировки. Основой для сериала послужил одноименный роман Алексея Иванова, в котором, в свою очередь, пересказываются реальные события (но имена героев и действующие лица изменены). 90-е еще не успели стереться из памяти, так что нашлось немало людей, решивших заявить, что все было не так, и «Ненастье» не показывает всей правды. Стоит отметить, что действие сериала происходит в 2008 году, а сцены из прошлого подаются как воспоминания главного героя (Александр Яценко).

С критикой в адрес «Ненастья» выступали видные общественные деятели, включая Владимира Жириновского и бывшего командующего ВДВ, генерал-полковника Владимира Шаманова. Последний заявил, что в сериале показаны «ненастоящие афганцы». При этом Алексей Иванов утверждает, что ветераны Афганистана говорили о том, что его книга достоверно описывает то, как пришлось жить их товарищам, вернувшимся с войны.

«Екатерина»

Марина Александрова в сериале «Екатерина»

Отдельного упоминания заслуживают исторические костюмные сериалы — их всегда готовы захейтить за недостоверность, недостаточно роскошные костюмы и, конечно же, за актеров, не обладающих абсолютным сходством с портретами исторических личностей. Особенно много негатива звучало в адрес сериала «Екатерина» в котором главную роль сыграла Марина Александрова. Зрителей возмутило отсутствие париков, вольная трактовка некоторых фактов из биографии императрицы, а также наличие закадрового голоса, зачитывающего периодически историческую справку. Но больше всех ругали саму Александрову. По мнению хейтеров актриса слишком худая и слишком гламурная для роли Екатерины II. Некоторые также писали, что Марина плохо изучила справочные материалы и совершенно не понимает, что за личность она должна играть. Несмотря на критику, сериал «Екатерина» держался (и с хорошими рейтингами!) четыре сезона, последний из которых вышел на экраны в октябре 2023 года.

«Магомаев»

Милош Бикович в сериале «Магомаев»

Сценаристы и продюсеры биографического сериала «Магомаев» тесно взаимодействовали с вдовой артиста Тамарой Синявской — она лично утверждала исполнителей главных ролей и вносила предложения по сюжету. В результате получившийся сериал можно смело назвать «Синявская и ее муж» — настолько много внимания в проекте уделяется личности Тамары Ильиничны и ее отношениям с Муслимом Магомаевым. При этом соперницу Синявской, гражданскую жену Магомаева, играет Светлана Устинова, внешность которой не слишком подходит для сериала про хрущевские времена. Зрителям пришлась не по душе попытка Тамары Ильиничны перетянуть повествование на себя и заодно выставить предыдущую возлюбленную артиста в максимально невыгодном свете.

Некоторые также были недовольны тем, что на роль Магомаева был утвержден Милош Бикович, который до начала съемок даже не слышал о таком певце. Вдобавок режиссеры Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов приняли решение переозвучить сербского актера, но дубляж не всегда попадал в движения его губ. При этом многие отмечают, что акцент Магомаева был «снят» блестяще, а Бикович своей харизмой как раз-таки вытягивает сериал, губят же его крайне посредственно снятые музыкальные номера, стилизованные под современные клипы и совершенно не вписывающиеся в советский антураж. Отдельным поводом для хейта стала драматургия, выстроенная вокруг самых скандальных моментов из биографии Магомаева, а не его творческой деятельности.

«Угрюм-река»

Юлия Пересильд и Александр Горбатов в сериале «Угрюм-река»

Снимать экранизацию любой книги сложно, поскольку у читателей в голове уже сложились образы персонажей, наверняка отличающиеся от режиссерского видения. Снимать экранизацию классики сложно вдвойне, ведь нужно соответствовать высокому уровню литературного первоисточника. А если по этой книге ранее уже что-то делали, то возмущенные зрители начнут источать яд еще до премьеры новой версии. Юрий Мороз, взявшись за сериал по роману Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», понимал, что его творение будут сравнивать с черно-белым многосерийным фильмом Ярополка Лапшина.

Основная масса претензий к детищу Мороза сводится именно к тому, он посмел снять собственную версию написанной Шишковым истории, и знакомые персонажи выглядят и ведут себя не так, как у Лапшина, да и не как в книге. Юлия Пересильд — не Людмила Чурсина, у нее иная красота, и она иначе играет Анфису, изображая героиню более дерзкую, витальную, взбалмошную. Александр Балуев — не Виктор Чекмарев, он может позволить себе сделать из Петра Громова неоднозначного, трагического персонажа (благо, на дворе не Советский Союз и купец не обязан быть злодеем). Впрочем, даже те, кто лояльно отнесся к переосмыслению образов героев, были удивлены решением Юрия Мороза переписать финал истории: в конце возникал макабрический образ главного героя — на коне, в плаще, с капюшоном на фоне кровавого заката — видимо, как символ наступающей революции.

«Анна Каренина»

Елизавета Боярская в сериале «Анна Каренина»

Карена Шахназарова также критиковали за то, что он отступил от литературного первоисточника. В финале его сериала «Анна Каренина» заглавная героиня не бросается под поезд, вместо этого ее увозит в туман кучер на черной карете, запряженной тоже макабрическими вороными конями. Кроме того, режиссер выбросил из повествования Константина Левина и предоставил Кити Щербатской (Софья Хандамирова) минимум экранного времени, лишив тем самым зрителя возможности сравнить две истории любви, зато ввел новую сюжетную линию, позаимствованную из книг Викентия Вересаева: в сериале Шахназарова постаревший Вронский (Максим Матвеев) встречает во время Русско-японской войны взрослого сына Карениной (Кирилл Гребенщиков) и обсуждает с ним дела давно минувших дней. Некоторые зрители не оценили такую попытку переосмыслить произведение классика русской литературы.

Но больше всего хейта вызвала Елизавета Боярская, сыгравшая заглавную героиню. Зрители отметили, что худая актриса не соответствует приведенному у Толстого описанию Карениной, слишком низкий и грубый голос для этой роли, а ее героиня ведет себя слишком дерзко, властно и вызывающе. При этом сам Шахназаров высоко оценил созданный Елизаветой образ Анны Карениной, после чего режиссера обвинили в том, что он не понял заложенный Толстым в эту историю социальный подтекст, упростил характеры и свел многогранную историю к банальной любовной линии, не раскрыв толком причины, по которым Анна пошла против правил приличия.

«Спящие»

Игорь Петренко в сериале «Спящие»

В середине прошлого десятилетия Юрий Быкoв имел славу режиссера, идущего против течения. В его фильмах представители власти и сотрудники правоохранительных органов показывались в неприглядном виде, а судьба простых людей в случае конфликта с ними обычно оказывалась незавидной. И вот внезапно Быкoв становится режиссером сериала «Спящие», выходящего на Первом канале. И главный герой сериала, полковник ФСБ Андрей Родионов (Игорь Петренко), показан как умный и компетентный профессионал, добросовестно исполняющий свой долг по защите Родины. Более того, в сериале он борется со «спящими» агентами иностранных государств, в число которых входят представители столичной богемы и либеральной интеллигенции.

Юрий Быков наполнил свой сериал персонажами, за которыми было несложно угадать реальных медийных лиц, и показал, что люди, которые критикуют власть в политических ток-шоу, и те, кто отчаянно ее защищает, после завершения съемок пожимают друг другу руки и идут ужинать в один ресторан. А вот самому Быкову после премьеры сериала некоторые его знакомые руку пожимать перестали. Поклонники предыдущих работ режиссера сочли, что Юрий переметнулся в другой лагерь, предал идеалы, за которые ранее выступал, и снял обидную карикатуру, где практически прямым текстом обвинил конкретных людей в работе на иностранную разведку. Режиссера так расстроила реакция на сериал, что он даже порывался уйти из профессии (но потом, к счастью, передумал).

«Школа»

Валентина Лукащук в сериале «Школа»

Сериал «Школа» помог Валерии Гай-Германике закрепить за собой титул скандального режиссера и вызывал бурное общественное обсуждение, разделившее зрителей на две примерно равные части. Одни утверждали, что в школах не происходит ничего из показанного в сериале, требовали немедленно запретить проект, который подрывает авторитет профессии педагога и вредоносно влияет на школьников. Звучали также призывы привлечь к ответственности не только Гай-Германику, но и Константина Эрнста, выступившего продюсером «Школы» и выпустившего сериал на Первом канале. Другие же благодарили Валерию за то, что она осмелилась начать открыто и честно говорить о проблемах, с которыми сталкиваются современные школьники, — таких как буллинг, подростковая преступность, ранняя беременность и зависимость от запрещенных веществ.

Зрителю, воспитанному на «Ералаше» и «Простых истинах», «Школа» и в самом деле могла показаться чем-то шокирующим и вызывающе аморальным, но спустя 13 лет сериал Гай-Германики не вызывает сильных эмоций.

«Монастырь»

Анастасия Ивлеева в сериале «Монастырь»

Сериал Александра Молочникова «Монастырь» привлек к себе повышенное внимание после того, как Министерство культуры РФ отозвало у него прокатное удостоверение. В прессе появились заголовки о том, что «Монастырь» запрещен к показу и оскорбляет чувства верующих, но реальность оказалась несколько прозаичнее. Во-первых, по букве закона в 2022 году для демонстрации сериала в онлайн-кинотеатре прокатное удостоверение не требовалось, так что творение Молочникова без каких-либо проблем вышло на Кинопоиске. А во-вторых председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда объяснил, что у РПЦ действительно были претензии к сериалу, но речь шла не об оскорблении чувств верующих, а лишь о том, что «Монастырь» транслирует искаженный образ церкви. Более того, среди священников, давших комментарии СМИ одни были недовольны детищем Молочникова, а другие высказывались о нем нейтрально или положительно, отмечая, что в «Монастыре» есть недостатки, но есть и светлые моменты, которые как раз могут пробудить в зрителе интерес к православию и показать, что в церкви есть место разным людям, и в реальной жизни прихожане и монахи — не святые праведники.

После громких заголовков сериал получил дурную славу, по интернету разлетелись кадры, на которых героиня Анастасии Ивлеевой — классическая блудница и дрянь, раздевается (не от большого ума, надо заметить) перед священником в надежде его соблазнить и получить таким образом разрешение спрятаться от преследователей в монастыре. Из-за этой шумихи на сериал обрушилась волна ненависти, которая положительно сказалась на рейтингах (на Кинопоиске «Монастырь» обогнал по просмотрам «Дом дракона»).

Читайте также:

Еще больше интересного в Telegram-канале «Эскалатор едет вверх». Подписывайтесь!