Почётный реставратор Наталья Карташова — о своей профессии

Почти полвека Наталья Карташова возвращает к жизни архитектурные шедевры прошлого.

Гостиница «Метрополь», дом Тургенева на Остоженке, церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади, главный и северный входы ВДНХ — эти и десятки других архитектурных шедевров были восстановлены благодаря Наталье Карташовой.

Будущий почетный реставратор родилась в столице в семье коренных москвичей. Детство провела в центре, где, гуляя по старинным улицам, училась видеть и ценить красоту Москвы. После восьмого класса Наталья Карташова решила продолжить обучение в школе с художественным уклоном на базе ВДНХ, по окончании которой в 1965 году получила свидетельство о квалификации художника-оформителя.

«В том же году я поступила в Московский архитектурный институт на факультет промышленной архитектуры, где училась у великолепных педагогов, мечтая в будущем строить большие здания. Во время учебы увлеклась древней архитектурой и градостроительством, поэтому практику проходила в археологических экспедициях», — вспоминает реставратор.

Закончив институт, Наталья Карташова четыре года отработала по распределению в отделе ограждающих конструкций Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института промышленных зданий и сооружений, после чего устроилась в объединение «Росреставрация», где пригодились знания, полученные на промышленном факультете института и в научно-исследовательском институте.

Важность сохранения наследия

Наталья Карташова уверена: культурное наследия является фундаментом для формирования и сохранения исторической памяти, национального самосознания и самоуважения. А культура и образованность общества зависят от того, насколько бережно сохранены и переданы следующим поколениям культурные традиции и ценности, выраженные в том числе и в архитектуре.

«У меня две внучки, и, наблюдая за ними, я пришла к мысли, что современным детям и молодежи подчас трудно понимать и представлять реалии и быт прошлых веков. Поэтому очень важно сохранять памятники архитектуры. Своими планировками, архитектурным декором, самим масштабом по отношению к человеку они помогают погрузиться в атмосферу того или иного исторического периода. Они являются свидетелями истории нашей страны и могут много рассказать о том, как менялись стили, вкусы, образ жизни в ту или иную эпоху», — говорит реставратор.

Чтобы не превратиться в руины, исторические здания должны эксплуатироваться. Поэтому классическая реставрация с приспособлением для современного использования — явление не просто естественное, но и необходимое. Эта работа сложная и трудоемкая. Главное — суметь создать комфортную среду без нарушения исторического внутреннего пространства.

«И вот тут нам приходится поломать голову. Например, при разработке проекта реставрации и приспособления палат XVII века в Архангельском переулке мы применили современные системы отопления, задействовав старинные печные дымоходы и вентиляционные каналы в полу. Проект в итоге стал лауреатом конкурса “Московская реставрация”», — вспоминает Наталья Карташова.

Чем сложнее — тем интереснее

В реставрации не бывает простых памятников, каждый объект сложный, похожих друг на друга почти нет, уверена Наталья Карташова. Почти за полвека в профессии она отреставрировала десятки старинных зданий. Но наиболее значимыми для нее стали те, при работе с которыми удалось успешно решить трудные задачи.

«Предметом особой гордости считаю фасады гостиницы “Метрополь”. К концу 1980-х годов там исчезли скульптурный фриз на западном фасаде, майоликовая облицовка ризалитов и эркеров, башенки на аттиках с майоликовыми панно, ажурная решетка верхнего парапета, флагодержатели и многое другое. Был полностью изменен и цвет фасадов», — вспоминает специалист.

Работы начались в 1987 году и проходили в несколько этапов, в каждом из которых принимала участие Наталья Карташова. Последний из этапов возрождения знаменитого отеля пришелся на 2016–2020 годы: удалось отреставрировать западный и южный фасады, номерной фонд, общественные зоны. А самое главное — был разработан и утвержден проект охраны здания.

Еще одним сложным, но крайне интересным объектом для Натальи Карташовой стали палаты XVII века в Архангельском переулке. Это один из старейших памятников гражданской архитектуры Москвы. Несмотря на насыщенную историю, первоначальное ядро здания — палаты XVII–XVIII веков — сохранилось и дошло до наших дней практически без изменений.

«На момент начала работ техническое состояние памятника из-за масштаба повреждения конструкций было аварийным. Самым неприятным стало то, что большую часть дефектов скрыли за свежим косметическим ремонтом, поскольку здание эксплуатировалось и в помещениях работали люди», — делится реставратор.

Специалисты усилили фундаменты, провели инъектирование и вычинку кирпичной и белокаменной кладки стен и сводов, заменили кровлю и многое другое. Для поддержания нормальной влажности белокаменной стены подвала XVII века вдоль части фасада на всю глубину был устроен наружный пристенный вентиляционный канал. Кроме того, удалось отреставрировать интерьеры и фасады (с частичным экспонированием фрагментов XVII века).

Отмечает Наталья Евгеньевна и реставрацию городской усадьбы Казакова — Дункер, расположенной в районе Арбата. Ее основа была заложена на рубеже XVIII–XIX веков, а в начале ХХ столетия завершилось формирование архитектурного облика главного усадебного дома по проекту польского архитектора Адольфа Зелигсона.

«Мы с коллегами выполнили обмеры фасадов и интерьеров, произвели технологические исследования строительных и отделочных материалов, послойно расчистили красочные слои с целью определения характера первоначальной отделки. В процессе была обнаружена и затем отреставрирована настенная живопись, произведена полихромная окраска помещений. Диванную комнату отделали метлахской плиткой, восстановили мраморную лестницу и полы вестибюля, а также камины», — рассказывает собеседница.

Перечислять архитектурные шедевры, получившие новую жизнь благодаря Наталье Карташовой, — занятие не на один час. Это и знаменитый особняк Тургенева на Остоженке, где у писателя родились замыслы известного рассказа «Бежин луг» и поэм «Разговор» и «Андрей». Это и особняк Зиминых в Дегтярном переулке, и музей Пушкина в усадьбе Захарово, и ГМИИ имени А.С. Пушкина, и гостиница «Националь», и городская усадьба А.В. Полежаевой — Зубовых на улице Александра Солженицына в Таганском районе, и многие другие.

Сейчас Наталья Карташова работает сразу над тремя проектами: реставрацией стены и башни Соловецкого монастыря, главного дома усадьбы Покровское и павильона № 35 «Табак» на ВДНХ.