Луку Каттани судьба притягивала к российскому футболу еще тогда, когда она сама об этом не подозревала. Впервые о нем стало известно в конце нулевых, когда этот молодой футбольный журналист, специализировавшийся на темах трансферов, стал регулярно появляться в итальянских телепередачах. В них Каттани еще знали как заядлого болельщика «Ромы», которую в ту пору тренировал Лучано Спаллетти.
Но прежде чем перебраться от старого «колизея» к его северному филиалу, Каттани поработал скаутом и получил первый опыт в должности спортивного директора, заступив на этот пост в июле 2013 года в «Новаре», игравшей тогда в Серии В. Это произошло сразу после того, как в тот же второй дивизион опустился «Палермо», в котором последние четыре года перед этим Каттани работал скаутом.
И его личный карьерный рост на фоне этих второстепенных декораций не задался. В «Новаре» он проработал всего четыре с половиной месяца — в ноябре в команде его уже не было. «Новара» выдала кошмарный сезон, заняла 19-е место, проиграла «Варезе» в стыках и опустилась в третью лигу. Так что первый опыт молодого директора Каттани, опыт небесполезный, — это работа в условиях краха и движения ко дну.
Но если предположить, что его нынешний клуб «Спартак» от этого дна уже оттолкнулся, Каттани пригодится опыт, полученный в трех прочих клубах, где он трудился до приезда в Москву.
1. «Палермо»: работа на фоне тренерской чехарды
Спортивного менеджера из журналиста Каттани сделал знаменитый в прошлом владелец и президент «Палермо» Маурицио Дзампарини. За 15 лет своего хозяйствования на Сицилии он нанял и уволил более четырех десятков тренеров. Для Дзампарини не было проблемой дать тренеру проработать всего месяц: попавшего в опалу он отстранял, продолжая выплачивать жалование, и приставлял к команде свежего фаворита.
Именно к той поре относится самая главная находка Каттани, который в 2011-м полетел в Аргентину подписывать Франко Васкеса из «Бельграно», а уехал с фамилией Паоло Дибалы, записанной на салфетке (главные футбольные сделки с аргентинцами не обходятся без ресторанных салфеток), потому что о том, что у него играет парень, который сильнее Васкеса, Луке за ужином (подавали ягненка по-патагонски) рассказал случившийся за этим столом президент «Институто де Кордоба». Каттани улетал из Аргентины, запомнив этот разговор, из Италии стал следить за Дибалой по видео, и через год «Палермо» подписал Паоло, пока взгляд крупных конкурентов был прикован к блиставшему тогда в Аргентине Лукасу Окампосу.
Найти талант, пока его не перехватили крупные топовые хищники, — похвальное умение для спортивного директора клуба из России. Но из сицилийского опыта для Луки Каттани важнее иммунитет к постоянным сменам тренера и рысканию между разными стилистическими курсами, по части которых «Спартак» — флагман российского футбола.
2. «Челси»: знакомство с Паоло Ваноли
Даже в клубе, из которого тренеров постоянно увольняют, лучше начинать работу с тем, кого ты знаешь. Лука Каттани знает Паоло Ваноли благодаря совместной работе в «Челси». Ваноли в Лондоне помогал главному тренеру — Антонио Конте, а Каттани был нанят для мониторинга итальянского рынка в качестве скаута.
До этого их фамилии пересекались только в библиотеке Коверчано, методического центра итальянского футбола. Ваноли в 2009-м поставил на полку работу с названием «Удинезе»: хронология и результаты спортивного сезона-2008/09», каковую выполнил на соискание лицензии PRO, а Каттани в тот год еще заканчивал со спортивной журналистикой. Зато в 2011-м как слушатель курса для спортивных директоров написал реферат с интригующим заголовком «Атлетико Паранэнсе» — лаборатория талантов». То есть доказал, что занимался ловлей жемчужин не только во втором аргентинском дивизионе.
Знакомство и единство языка определенно облегчат коммуникацию между новым тренером «Спартака» и его спортивным директором. И для обоих важен выход из старой оболочки: тренер больше не «человек Конте», а директор — не «человек Дзампарини». Им предстоит отвечать за свою работу самостоятельно, а выполнять ее — вместе.
3. «Пари Сен-Жермен»: опыт автономной селекции
В «Челси» до 2018 года и после — в Париже — Луке Каттани не доверяли поста спортивного директора. В противоположность истории с «Новарой», где он занял большую должность в маленьком клубе, здесь он отступил на шаг по личной карьерной лестнице, но она располагалась уже в крупных домах футбола.
В «ПСЖ» Каттани шел к спортивному директору Антеро Энрике, но дольше проработал уже с Леонардо. У бразильца, занявшего этот пост в июле 2019 года, был особый стиль руководства. Леонардо почти не использовал штатную службу скаутов клуба, откуда при нем уволились почти все — без замен.
Леонардо предпочитает вести всю работу лично. Единственный человек, кому он доверяет, — итальянец Анджело Кастеллацци, которого называют правой рукой спортивного директора «ПСЖ». Во Франции считают, что так бразилец избегает утечек информации. Именно по этой причине он почти никогда не пользуется электронной почтой и другими современными средствами коммуникации. Все официальные предложения по игрокам появляются только после того, как Леонардо все обговорит устно. Только живая речь, в исключительных случаях — бумага и авторучка.
Для Луки Каттани это вдвойне полезный опыт: с одной стороны, образец работы в автономном режиме, когда сокращаются риски утечек через других сотрудников, когда почти невозможно сделать скрин твоей деловой переписки. С другой стороны, Каттани уже был в шкуре человека, которого порой ставят перед фактом прихода или ухода футболистов: бывают клубы, где такого рода решения принимаются разными, не зависящими друг от друга субъектами.