Выбирали Папу, порвали две сутаны. Рецензия на фильм "Конклав"

Эдвард Бергер снял политический триллер о выборах в Ватикане.

И все же проблемы возникают еще до того, как церковные иерархи в алых сутанах будут изолированы от внешнего мира в стенах Сикстинской капеллы, где традиционно проходит голосование. Во-первых, в Ватикан прибывает «лишний» кардинал — мексиканец Винсенте Бенитес (Карлос Диез), епархия которого находится в Кабуле. Никто раньше не слышал о таком кардинале, но Винсенте утверждает, что был назначен секретным указом покойного Папы Римского, и даже может предоставить письмо, подтверждающее его полномочия. Каким человеком должен быть священник, чтобы согласиться возглавить миссию в Афганистане, где и католиков-то толком нет?

Едва Лоуренс успевает разобраться с Бенитесом, как перед ним возникает новая загадка. Один из епископов утверждает, что накануне своей смерти понтифик во время последней официальной аудиенции лишил сана и отправил в отставку кардинала Трамбле (Джон Литгоу), лишив его тем самым права претендовать на папский престол. После такого откровения зритель может предположить, что Трамбле-то как раз и виновен в смерти Папы Римского, но фильм Эдварда Бергера «Конклав» — не детектив, а политический триллер. Несмотря на это, Томасу Лоуренсу предстоит провести расследование и вскрыть несколько грязных секретов церковных иерархов.

Джон Литгоу в фильме «Конклав»

Ситуацию осложняет то, что Лоуренс переживает кризис веры. Незадолго до событий фильма он хотел уйти в монастырь, но Папа Римский отказался принять его отставку, заявив, что не всем суждено быть пастырями, кто-то должен и фермой управлять. Герой Рэйфа Файнса предполагает, что понтифик понимал, что ему осталось недолго, и хотел, чтобы именно Томас провел выборы преемника. Лоуренс читает перед сотней собравшихся в Ватикане кардиналов напутственную речь о том, что сила церкви в разнообразии и на престол должен взойти кающийся грешник, ищущий искупления, а после первого тура голосования с удивлением обнаруживает свое имя в числе претендентов.

Таким образом, у главного героя возникает конфликт интересов. Формально, будучи кардиналом, Лоуренс имеет право претендовать на папский престол, но его амбиции никогда не простирались так далеко, более того, он считает, что только безумец захочет добровольно возложить на себя подобную ношу. Томас ставит перед собой иную задачу: не допустить победы недостойного кандидата. К числу таковых он относит властолюбца Трамбле, закостенелого ретрограда Адейеми (Лусиан Мсамати) и реакционера Тедеско (Серджо Кастеллитто), который намеревается перечеркнуть все реформы предыдущего Папы, а потенциально и вовсе отбросить католическую церковь на полвека в прошлое. Понимая, что избрание любого из этой тройки может навредить церкви, Лоуренс выступает в поддержку либерального кардинала Беллини (Стэнли Туччи), чья предвыборная программа звучит как «если Тедеско против чего-то, то я за это».

Рэйф Файнс и Стэнли Туччи в фильме «Конклав»

Художники-постановщики фильма «Конклав» выстроили в павильонах студии «Чинечитта» точные копии ватиканских интерьеров. Эдвард Бергер столь же скрупулезно, по линеечке, выстроил каждый кадр, словно опытный гроссмейстер расставив красные фигурки кардиналов в черно-белых помещениях. Ключевые сцены фильма происходят в копии Сикстинской капеллы, где на голосующих священнослужителей печально и строго взирают со старинных фресок изображения святых и херувимов. А самую впечатляющую работу проделал Рэйф Файнс, который блестяще выстроил своего персонажа, создав противоречивый и многогранный образ чиновника на службе церкви. Файнс так играет в кадре, что хочется следить за каждой морщинкой на его лице, ведь для него даже в мелочах нет ничего случайного, любое действие служит отражением бурлящих в его голове мыслей и сомнений. В то же время Рэйф помнит, что чужая душа — потемки, а потому в ключевых сценах он нарочно оставляет зрителю пространство для трактовок. В этом фильме Рэйф Файнс перешагнул ту грань, которая отделяет выдающегося (и крайне техничного) актера от великого.

«Конклав» — это захватывающий герметичный политический триллер, в котором люди, претендующие на звание моральных авторитетов, плетут интриги и вонзают друг другу в спины метафорические кинжалы. При просмотре закрадывается подозрение, что кардиналов изолируют от остального мира не для того, чтобы паства не смогла повлиять на их решения, а из опасения, что их грязные секреты, всплывающие в процессе борьбы за власть, станут достоянием общественности. В то же время фильм Бергера можно воспринимать как сатиру на современную европейскую демократию — например, в одной из сцен церковные иерархи жалуются, что африканцу Адейеми сходят с рук радикальные высказывания, за которые любого белого кардинала немедленно лишили бы сана. А в лучшие свои моменты «Конклав» воспаряет над дрязгами политиков в алых сутанах и предлагает увидеть во всем происходящем промысел Божий.

Фильм Эдварда Бергера радует глаз сочной картинкой, увлекает отлично прописанными характерами персонажей, удерживает внимание неожиданными сюжетными поворотами и удивляет дерзкой развязкой.

Читайте также:

Нейросоветы – канал с советами от искусственного интеллекта!