Пока весь мир сидел на самоизоляции, планета медленно очищалась: например, в Китае количество загрязняющих веществ в воздухе с начала года снизилось на 30-40%, в Венеции очистилась вода в каналах и вернулись лебеди, а на улицы Барселоны пришли дикие кабаны.
В России, конечно, вопреки народным мемам, медведи все-таки не вышли свободно гулять по улицам. Но и у нас произошли некоторые экологические изменения. Как известно, большой вклад в загрязнение планеты вносит антропогенная деятельность: у нас работают ТЭЦ (ведь и во время карантина к нам в дома поступает отопление и горячая вода), производятся продукты питания, функционируют фермы и человек все так же продолжает заказывать продукты и делать покупки. Так что, считают эксперты, последствия карантина для природы не так однозначно прекрасны: с одной стороны, действительно нагрузка на планету снизилась, с другой – экологическая осознанность ушла на второй план.
Корреспондент «МИР 24» узнала у экспертов, насколько эффект очищения планеты долговременный, что будет с экологией после самоизоляции и как можно помочь природе, не выходя из дома.
Замглавы комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Наталья Беляева считает, что пандемия на самом деле положительно повлияла на природу: снизились объемы вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные ресурсы. «Об этом свидетельствуют спутниковые отчеты NASA, а также просто наблюдения очевидцев. Природа выдохнула благодаря сокращению производства или даже остановке ряда производственных мощностей в связи со снижением торговой активности, отмене поставок сырья и комплектующих. А еще следствием перехода на дистанционное ведение бизнеса стало снижение транспортной активности. А отмена развлекательных, спортивных, деловых мероприятий привела к снижению образования на них большого количества отходов».
В ожидании «венецианского чуда»
В крупных городах в настоящий момент наблюдается уменьшение концентраций загрязняющих газов на 20-40%, уверяют экологи. Эксперт Greenpeace Елена Васильева рассказывает: «Станции Мосэкомониторинга зафиксировали снижение уровня загрязнения воздуха на территории Москвы по ряду показателей, это видно и на космических снимках. Однако принципиально значимым это снижение мы пока признать не можем. Хотя бы потому, что снизились выбросы лишь от некоторых источников».
Согласно данным Greenpeace, с начала года в городе снижаются среднесуточные показатели, но ситуация заметно отличается в разных районах города. Например, на Нижней Масловке показатели загрязнения в марте были выше не только апрельских, но и предыдущего месяца, февраля. Таким образом, ситуация в данном конкретном месте за последние три месяца принципиально не изменилась, несмотря на изоляцию.
Эколог Георгий Каваносян поясняет, что более половины вредных эмиссий сохранилось из-за непрерывной работы теплоэнергетических объектов, транспорта и других секторов, в ежедневном режиме отвечающих за полноценное функционирование городской инфраструктуры.
К сожалению, текущее снижение выбросов, хоть оно и является беспрецедентным, в общемировом масштабе повлияло на состояние окружающей среды крайне мало. Как показывают замеры атмосферной станции Мауна-Лоа (а она расположена на большом удалении от густонаселенных и промышленно-нагруженных районов), концентрации углекислого газа все равно немного выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это, конечно же, в первую очередь говорит о том, что для более серьезной борьбы с глобальными экологическими угрозами необходимы меры, значительно превосходящие по своему масштабу текущие карантинные ограничения», – комментирует эксперт.
Что касается водных ресурсов, в России, как уверяют экологи, «венецианского чуда» не произойдет. Дело в том, что этот итальянский город живёт преимущественно за счет туризма. В самой Венеции постоянно проживают около 260 тысяч человек, а в течение года туда съезжаются до 30 миллионов туристов. Георгий Каваносян комментирует: «Венецианцы столкнулись с «чудесным» очищением своих водоемов исключительно благодаря масштабному снижению нагрузки на инфраструктуру своего города. Я говорю прежде всего про уменьшение в десятки раз объемов канализационных стоков, сбросов очистных сооружений, бытовой химии, жидких отходов ресторанного и гостиничного сектора. В наших городах, к сожалению, туризм развит не так сильно, поэтому нагрузка на наши объекты водоснабжения снизилась незначительно. Поэтому ждать «чудесных» очищений наших антропогенно-нагруженных водоемов не стоит».
Зарыв голову в пластик
Невозможно однозначно оценить, насколько увеличилось количество отходов, в том числе пластиковых, во время пандемии – официальной статистики по всей стране нет. Известно, что глобальная самоизоляция спровоцировала рост количества доставок на 20% – поэтому, считают эксперты, примерно на столько же увеличилось количество коммунальных отходов. А некоторые регионы заявили, что мусора стало на 70% больше.
Из-за перехода на «удаленку» и некоторой паники все ранее декларируемые принципы устойчивого развития, разумного производства и потребления уступили место бездумному производству все большего объема отходов. Население пыталось запастись впрок продуктами питания, из-за этого в разы увеличился объем отходов упаковки в ритейле. Слово «доставка» и «безопасность» отменили оборотную тару, увеличили количество упаковки, а также одноразового пластика, еще так недавно всеми гонимого и осуждаемого. Ну а страх перед болезнью и возможностью заразиться наполняет корзины с мусором ежедневно только в сети магазинов одного гиганта розничной продуктовой торговли Санкт-Петербурга 300 тысячами медицинских масок, использованных сотрудниками», –комментирует Наталья Беляева.
Примечательно, что многие доставщики и продавцы за время пандемии стали использовать гораздо больше упаковочного материала – якобы, если товар обернуть в тройной слой пленки, никакой вирус не пройдет. На самом же деле, отмечают эксперты, количество упаковки никак не влияет на безопасность продукта. Полностью обеззараженными и, соответственно, самыми безопасными, могут быть только стерильные пластики – а в таких продают только медицинские товары. Поэтому магазинная пленка разве что визуально успокаивает покупателя.
Чтобы избежать переноса инфекции с любой пластиковой упаковки (будь то одноразовая или многоразовая), лучше не прикасаться к глазам, носу или рту после того, как вы подержите продукт в руках.
Специалист проекта «Ноль отходов» Greenpeace Дмитрий Нестеров отмечает, что, несмотря на сложную ситуацию, не стоит забывать и про сортировку отходов, стараться отказываться от одноразовых пластиковых пакетов, оставаться ответственным и осознанным. «В исследовании, опубликованном в New England Journal of Medicine, говорится, что вирус дольше всего живет на пластике и нержавеющей стали – до трех суток. И неважно – многоразовая это вещь или одноразовая. Поэтому перед сдачей пластика нужно просто провести ему трехдневный карантин на балконе, а затем отнести в ближайшие контейнеры для вторсырья или воспользоваться услугами проектов по типу экотакси», – говорит эксперт.
Экологи обеспокоены: если не снизить уровень потребления и не отказаться от ненужной упаковки, их труд по борьбе с отходами окажется напрасным и страну заполонят новые свалки.
А что будет потом?
Уже сейчас эксперты строят прогнозы о том, как будет развиваться экологическая ситуация после снятия ограничений, когда экономика начнет активно наверстывать упущенную выгоду. Есть мнение, что этот рывок с еще большим рвением ударит по состоянию окружающей среды как крупных агломераций, так и в мировом масштабе. Так было и во время восстановления экономики после кризиса 2008 года – тогда уровень загрязненности воды и воздуха увеличился на 5% по сравнению с «докризисным» периодом.
На данный момент специалисты сходятся во мнении, что в этом году мировая эмиссия загрязняющих газов в атмосферу все-таки немного снизится. По разным регионам – от 1 до 3%. Однако уже в следующем году Китай, ЕС, США и другие страны начнут наверстывать свои экономические потери. В первую очередь будут восстанавливаться традиционные сферы экономики и энергетики, а инвестиции в «зеленый» сектор сократятся до минимума.
«Это приведет к тому, что мы не только вернемся на докризисный уровень по общему объему выбросов, но и существенно превысим его как по количеству загрязняющих веществ, так и по их разовым концентрациям. Прошлый масштабный кризис 2008 года на 5-10 лет затормозил рост «зелёной» энергетики, сделал невозможными многие амбициозные проекты в этой сфере, спустил с небес мечтательных политиков и указал пальчиком на традиционные уголь, нефть и газ. Ситуация усугубляется тем, что бизнес в вышеперечисленных странах находится «на низком старте» и уже сейчас требует от своих государств на время закрыть глаза на все международные обязательства в экологической сфере. Китай, США и некоторые страны ЕС уже снизили свои требования по выбросам для некоторых секторов своих экономик, чтобы «во всеоружии» начать послекризисную экономическую гонку», – резюмирует Георгий Каваносян.