Оказывается, брюнетку зовут Людмила, и она когда-то была костиной первой любовью. И теперь Людмила с мужем и дочерью Юлей (дебютантка Полина Меркурьева) будет жить по соседству. И вроде бы Костя убеждает свою жену, что те чувства остались в прошлом, но откуда-то в его глазах появился лихорадочный блеск, и вечером, когда он думает, что его никто не слышит, Константин набирает номер бывшей возлюбленной, чтобы в разговоре с ней вспомнить былое. Еще хуже то, что Юля учится с Ромкой в одном классе. И несмотря на то, что она кажется невзрачной серой мышкой, Рома, кажется, начал влюбляться в новую одноклассницу.
Вера видит, как два дорогих ей мужчины ускользают от нее, и предпринимает отчаянные попытки их удержать. Она пытается запретить Роме общаться с Юлькой, но не понимает, что ее сын-девятиклассник находится как раз в том возрасте, когда мальчики начинают активно отстаивать личные границы и бунтовать против родителей, так что любые запреты лишь укрепляют ромкину решимость. В попытке устранить мнимую угрозу Вера заходит все дальше, отказываясь признавать, что своими действиями она сама разрушает семью. Она готова разменять квартиру, чтобы съехать подальше от Людмилы, и перевести Рому в другую школу, разлучив его не только с Юлей, но и со всеми друзьями. А когда даже это не срабатывает, Вера отправляет сына в «ссылку» к бабушке (Ольга Лапшина) в Ленинград, забывая о том, что для настоящей любви расстояние — не помеха.
Ольга Лапшина в фильме «Вам и не снилось»
Фильм Ирины Волковой «Вера» основан на повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», по которой в 1981 году снял одноименную драму Илья Фрэз. При этом «Вера» — не ремейк, а именно новое прочтение текста Щербаковой, где акцент делается не на подростковой истории любви, а на трагедии ромкиной матери. Героиня Виктории Толстогановой — измученная бытом женщина, которая тащит на себе всю семью, но за это не получает от мужа ни толики любви. Этот недостаток душевного тепла она пытается компенсировать через общение с сыном, который пока что в силу возраста любит маму чистой и беззаветной любовью и не ожидает от нее подвоха. Вера видит, как элегантная и одетая в заграничные вещи Людмила притягивает к себе взгляды, зайдя в школу на родительское собрание, и хочет точно так же быть замеченной, почувствовать себя значимой, желанной, любимой. В ее отношениях с Ромкой угадываются черты комплекса Иокасты (обратный случай эдипова комплекса, при котором мать испытывает бессознательное влечение к ребенку — Прим. ред.), и она совсем не по-матерински ревнует, застукав сына с Юлькой в интимной обстановке. При этом Вера склонна принижать свои достоинства, она не верит, что может быть кому-то интересна, и сравнивает себя с треской — рыбой неприхотливой, зато в хозяйстве полезной.
Волкова активно насыщает фильм приметами века — например, Вера с огромным трудом добывает билеты на «Гамлета» (разумеется, с Высоцким), а ее подруга (Наталья Бочкарева) обещает найти дефицитные фрукты и приглашает в гости послушать импортный магнитофон. Весь этот контекст очень важен для истории, ведь трагедия Ромки и Юльки возможна только в условиях отсутствия смартфонов, соцсетей и других современных средств коммуникации. Но время действия также важно и для понимания мотивации Веры, которая во что бы то ни стало пытается сохранить брак, где давно не осталось любви. Героиня Толстогановой крайне печется о сохранении видимости семейного благополучия, и в этом она противопоставляется эмансипированной Людмиле, у которой нынешний муж — уже не первый и, возможно, не последний. Пропасть между героинями подчеркивается и их манерой одеваться, и обстановкой в их домах: квартира Веры обставлена предельно по-советски и словно пахнет нафталином, в то время как у Людмилы мы видим стильный европейский минимализм с мягкими контурами мебели, яркими цветными акцентами и просторной, светлой гостиной.
Тимофей Тимков и Полина Меркурьева в фильме «Вам и не снилось»
Из-за того, что основное внимание уделяется именно переживаниям Веры, некоторые сюжетные линии, присутствовавшие в фильме Фрэза или в литературном первоисточнике, остаются не раскрыты. Одноклассники Ромы шушукаются о том, что их учительница Таня (Евгения Громова) выбрала темой занятий по литературе любовную лирику, поскольку сама не может устроить свою личную жизнь, но эта мысль не получает развития и в дальнейшем Таня почти не участвует в сюжете и появляется лишь в паре сцен, где робко просит Веру не разлучать юных влюбленных. Пунктиром подается и линия безнадежно влюбленной в Ромку одноклассницы (Мария Мекле).
Героиня Виктории Толстогановой показана как эмоциональный инвалид. Она хочет получать любовь, но сама совершенно не умеет любить, жертвовать, отдавать и отпускать. Костя, судя по фотографиям из старого альбома, некогда был весельчаком и обаяшкой, но Вера высосала его досуха, оставив лишь печальную пустую оболочку, а теперь она мертвой хваткой вцепилась в сына, с которым собирается сделать то же самое, и она скорее задушит Рому, чем отпустит его. Эта несчастная женщина, каждым действием умножающая свои страдания и причиняющая боль близким, займет достойное место в плеяде токсичных матерей, сыгранных Толстогановой.
Любой, кто хоть раз летал на самолете, помнит простое правило: кислородную маску сперва нужно надевать на себя, а уже потом на ребенка. В фильме «Вера» мы видим, что происходит, когда родители, не проработав собственные травмы, пытаются вмешиваться в судьбы детей.
Читайте также: