Пока вы ждете выход «Довода» на экраны, стоит пересмотреть старые работы Кристофера Нолана. Одним из лучших ранних фильмов режиссера считается психологический детектив «Помни».
Фильм рассказывает о человеке по имени Леонард Шелби, который страдает от антероградной амнезии и не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Шелби пытается найти убийц своей жены, но с его состоянием это не так-то просто. Поэтому он создал специальную систему для запоминания разных деталей — он делает фото на полароид, оставляет себе записки и даже делает татуировки.
«Помни» снят так, чтобы зритель понимал, как видит мир человек с антероградной амнезией. Поэтому в нем две временные ветки — в одной события показываются черно-белыми и в хронологическом порядке, а во второй — цветными и в обратном.
Некоторых зрителей этот прием сбил с толку и не все поняли фильм смысла. Давайте же разберемся, что к чему (осторожно, сплошные спойлеры!).
Тонкости таймлайна «Помни»
Первая сцена в черно-белом цвете это первое событие в хронологии (если не учитывать воспоминания Леонарда о жизни до травмы). А первая цветная сцена хронологически происходит последней. Две временные линии пересекаются ровно по середине, хоть это пересечение показывают в титрах.
В черно-белых сценах Леонард разговаривает с кем-то по телефону в гостиничном номере. Зрители не знают, где он и с кем он общался, поскольку сам Леонард этого не запомнил. Такая же недосказанность проявляется и в цветных сценах — зрителям не показывают весь контекст происходящего, ведь его не помнит главный герой.
Кто на самом деле убил жену Леонарда
Из-за своего состояния последнее, что помнит Леонард о своей жене Катерине это момент, когда она лежит на полу рядом с ним и вроде бы умирает после нападения. До этого момента он смог убить одного из преступников, ворвавшихся к ним в дом. Второй ударил Леонарда по голове (что и вызывало проблемы с памятью). Незнакомцу удалось скрыться и теперь мужчина пытается найти.
Но в конце фильма неожиданно выясняется, что Катерина жива. При этом она не верит, что Леонард страдает от амнезии и пытается раскрыть его обман. У Катерины диабет, поэтому каждый день ей нужно делать уколы. Женщина решила узнать, действительно ли ее муж все забывает или только притворяется, поэтому попросила его сделать ей укол инсулина второй раз за день (хотя его надо делать только раз в день). Но Леонард действительно не помнит первого укола и вводит вторую дозу, из-за чего случайно убивает свою жену передозировкой.
Почему Леонард подставил Тедди
Тедди — полицейский, помогающий Леонарду расследовать дело. Он надеется, что если поможет Леонарду отыскать второго нападавшего, то у того восстановится память. В итоге они находят и убивают преступника, а Леонард делает фото, чтобы об этом не забыть. Но позже выясняется, что Тедди вот уже давно использовал Леонарда для поимки и уничтожения множества разных преступников, каждого из которых Тедди называл тем самым «Джоном Г.», который якобы убил его жену. Именно поэтому Леонард решает подставить и убить Тедди.
Кто такой Сэмми и причем тут жена Леонарда?
В одной из черно-белых сцен Леонард вспоминает историю некоего Сэмми Дженкинса человека, который как и он страдал от антероградной амнезии. О нем он узнал еще до травмы. Жена Сэмми страдала диабетом и не верила, что у его мужа есть расстройства памяти, поэтому решила проверить его, попросив сделать ей дополнительные уколы инсулина
Но позже Тедди сообщает, что на самом деле Сэмми Дженкинс был неженатым мошенником. А вся эта история произошла с Леонардом и его женой. Леонард был просто слишком удручен случившимся и подавлял в себе правду из чувства вины.
В чем настоящий смысл фильма?
В фильме Тедди говорит, что каждый человек лжет себе, как это делает Леонард. Это одна из главных идей картины, как и то, что травмирующие события могут существенно менять самовосприятие человека. Некоторые люди, как и Леонард, не могут мириться с прошлым и погружаются в цикл самообмана, из которого непросто вырваться.