Изначально «Терминатор» Джеймса Кэмерона задумывался как низкобюджетный фантастический фильм, без каких-либо сиквелов. Однако режиссер решил нарушить одно из главных правил кинематографа — и это превратило «Терминатора» в целую франшизу.
Речь о знаменитом правиле экспозиции «показывай, а не рассказывай». В первом «Терминаторе» было немало сцен, в которых проговаривалась не только предыстория персонажей, но и что происходит прямо сейчас. Обычно зрители такое не любят, потому что экспозиция часто тормозит сюжет. Однако «Терминатору» она только пошла на пользу.
Дело в том, что Кэмерон вписал экспозицию в экшен. Кайл Риз рассказывает Саре Коннор историю на ходу и зритель не успевает заскучать, потому что все перемежается с крутым экшеном. Кроме того, такой прием выглядит довольно реалистично — Саре на ходу разбираться во всем и проникается доверием к Ризу.
Нарушив правило экспозиции Кэмерон сделал две важные вещи. Во-первых, сделал такие рассказы на ходу фишкой франшизы — в каждом новом фильме зритель узнавал из них какой-то новый фрагмент истории. Во-вторых, в такой экспозиции были намеки на то, что зрителей ждет масштабная история — и именно благодаря ей «Терминатор» смог стать полноценной франшизой.
Так в сцене допроса Риза полицией, герой упоминает планы мести Skynet и использование Терминаторов в самых разных целях. Он не раскрывает всю историю, но говорит о войне, восстании и целях обеих сторон. Во второй части и следующих все эти детали раскрываются подробнее.