Морфеус всегда верил, что Нео является тем самым Избранным, о котором говорилось в пророчестве Пифии. Но что именно делало Нео особенным?
В «Матрице» говорилось, что Избранный умеет воспринимает симуляцию так, как не способен другой человек. Он может менять код симуляции и отрицать установленные в ней правила (например, гравитацию). Именно поэтому Нео мог стать повелителем Матрицы и освободить человечество.
С понятием Избранного зрителей знакомит Морфеус. Морфеус верил в пророчество и долгие годы искал Избранного вместе со своей командой на «Навуходоносоре». Однако ни Нео, ни Морфеус не знали всю правду — на самом деле Избранный является частью цикла, запущенного машинами. Архитектор показал Нео, что все предыдущие версии Избранного выглядели в точности, как он. Но, возможно, это была просто наглядная визуализация тщетности его стараний — вероятно, на роль Избранного просто выбирался случайный человек и не факт, что у него была внешность героя Киану Ривза.
Однако в третьей части Нео показывает, что является уникальной версией Избранного — ведь он разрывает цикл во имя любви к Тринити. Так пророчество об Избранном перестало быть красивой сказкой, придуманной машинами, и стало реальным. Любопытно, что он стал таким благодаря Тринити, ведь в фильме «Матрица. Воскрешение» объяснили, что они оба были Избранными и реальное пророчество не могло исполниться без них двоих.