Откуда в «Человеке-невидимке» 1933 года взялись спецэффекты?

Без всяких там CGI

Кадр из фильма «Человек-невидимка» (1933)

Задолго до «Человека-невидимки» Ли Уонелла с Элизабет Мосс одноименный роман экранизировал режиссер Джеймс Уэйл, и сделал он это почти 100 лет назад — в 1933 году. Для того времени снять фильм про невидимого человека без использования спецэффектов было задачей практически невозможной. Однако Уэйл с этой задачей справился. Рассказываем, как.

Фрагмент из «Человека-невидимки» 1933 года, в котором главный герой снимает с головы бинт, демонстрируя, что он невидимый, стал практически культовым. Еще более шокирующим он становится, если задуматься, как без современной технологии CGI создатели смогли буквально стереть человеку голову.

В фильме Уэйла главный герой, которого играет Клод Рейнс, большую часть экранного времени ходит в костюме, шляпе и перчатках, а его лицо завернуто в бинты. Однако режиссер понимал, что настоящий человек-невидимка должен быть именно невидимым, а видимыми должны быть его присутствие и действия.

Актеры, очевидно, играли жестами, а предметы, которые якобы двигал главный герой, на самом деле двигали с помощью тонких веревок. Следы невидимого героя на снегу создавали с помощью платформ на небольших колышках — каждая опускалась вместе с «шагом» человека.

Кадр из фильма «Человек-невидимка» (1933)

Наконец, та самая сцена, в которой герой снимает бинты со своей головы, получилась благодаря долгой и кропотливой редактуре пленки с помощью специального красителя — таким раньше убирали небольшие недочеты, а для «Человека-невидимки» убрали целую человеческую голову.